ПРОТОКОЛ № 01/009/ПЭМ

заседания секции «ПРОБЛЕМ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ» МОИП

(совместно с секцией Комплексных исследований человека).

 

26 мая 2009 года.                                                                                        Гор. Москва

 

ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.А. Александров, А.А. Аношин, д.ч. МОИП  С.В. Багоцкий, д.ч. МОИП Л.К. Васькова, И. Вистбанна, д.ч. МОИП Н. Канушкин, д.ч. МОИП В.В. Корбут,.д.ч. МОИП Ю.М. Люляев, д.ч. МОИП В.А. Назин, д.ч. МОИП Ю.Л. Пивоваров, д.ч. МОИП Е.А. Скрипаленко, д.ч. МОИП Г.И. Хохлова, д.ч. МОИП Е.Д. Яхнин.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Е.Д. Яхнин.

СЕКРЕТАРЬ:  С.В. Багоцкий.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Дискуссия: Чем определяется национальное происхождение человека? Кем по национальности была Екатерина II.

 

Председательствующий Е.Д. Яхнин открыл заседание и предоставил слово С.В. Багоцкому.

 

С.В. Багоцкий: Со страниц печать и экранов телевизоров мы часто слышим о том, что гражданин имярек имеет 25% (или 12.5%) немецкой или еврейской крови. Это свидетельствует о том, что очень многие россияне не понимает, чем отличается нация от расы.

С точки зрения науки разница между расой и этнической общностью очевидна: расовая принадлежность определяется генотипом и фенотипом, национальная принадлежность – освоенной национальной культурой. Человек не рождается ни русским, ни таджиком, ни евреем, он постепенно приобретает национальные черты, воспринимая от старших стиль поведения и культурные традиции.

Альтернативная точка зрения, согласно которой национальная принадлежность человека определяется его генами, была весьма популярна в гитлеровской Германии. Там она именовалась теорией «Кровь и Почва». Главный пропагандист этой теории Альфред Розенберг был повешен по приговору Международного Трибунала в Нюрнберге.

С точки зрения генетики и отец и мать передают ребенку практически равное число генов. Однако у немцев национальная принадлежность определяется по отцу, а у евреев – по матери. Это, по-видимому, связано с разной ролью обеих родителей в немецкой и еврейской культуре.

Безусловно, особенности генотипа индивидуума могут создавать проблемы при освоении тех или иных культур. Так, человеку с горячим темпераментом, характерном для грузин, будет трудно освоить финскую национальную культуру. Тем не менее, нет никаких оснований считать, что ребенок с определенным генотипом может освоить только одну единственную национальную культуру – ту, к которой принадлежали его родители.

С точки зрения понимания того, что такое национальная принадлежность было бы очень поучительно рассмотреть такую фигуру, как императрица Екатерина II. Будучи немкой по происхождению, она реально освоила русскую национальную культуру настолько, что реально стала русской. Этим в значительной степени и объясняется блеск ее правления.   

 

Г.И. Хохлова: Какие критерии, позволяющие отнести человека к той или иной этнической общности.

С.В. Багоцкий: Четко сформулированных критериев нет. Человек чувствует себя «своим» в обществе людей своей национальности и к нему относятся, как к своему.

Е.А. Скрипаленко: Терпимость к представителям других народов свойственна лишь верхам русского общества. В народе к людям иной национальности относятся подозрительно. Вспомним «Олесю» Куприна.

С.А. Александров: В этническим плане Россия изначально была полиэтнической страной. «Русский» - это не существительное, а прилагательное. Русский – неэтническое понятие.

Применять этническую терминологию по отношению к отдельному человеку бессмысленно. Екатерина принципиально наднациональна. Она была Немков и формировалась в немецкой мононациональной среде.

Народ любил Петра III, а не Екатерину II. Петр I разорвал ниточку между властью и народом. Екатерина II усугубила расколю

В.В. Корбут: В наши дни реальную культуру определяет телеящик.

Православие на Русь принесли иностранцы.

Е.А.Скрипаленко: Национальный вопрос нужно постараться похоронить.

Л.К. Васькова: В язычестве были не только естественные, но и противоестественные проявления.

Г.И. Хохлова: Я согласна с тем, что телевидение создает монокультурную ситуацию. Межэтнические отношения создают много проблем.

Мы должны увязывать культуру с природой. Очень интересно проанализировать связь природных условий с развивающейся культурой.

Ю.М. Люляев: Я не понял цель сегодняшнего заседания. Для меня интересна другая постановка вопроса. Мне интересна советская реальность. Насколько возможна интеграция малых этносов в одну крупную?

Человек, в отличии от прочих животных, имеет некоторую свободу.

Культурная детерминированнгость национального очевидна.

В.А. Назин: Новорожденный ребенок никакой национальной культурой не обладает и национальной принадлежности не имеет. Она формируется «естественной педагогикой». Человек сам формирует свою жизнь под выдуманную национальную принадлежность.

В.В.Корбут: Мы все забываем о биосоциальной сущности человека. Мы не можем снять наш генный набор. Необходимость адаптации заставляет формировать локальные группировки.

Ю.М. Люляев: У человека есть специфический механизм адаптации – культура. Куда ни копни, везде культура. Мы живем в рукотворном мире. Давайте идентифицировать себя как коммунистов и интернационалистов.

Г.И.Хохлова: Нельзя забывать свою биологическую составляющую. Если культура не будет гармонировать с генами, она не сохранится.

Многонациональная культура единого советского народа – реальность.

Ю.М. Люляев: Культура – не средство обслуживания биологии. Культура активна.

С.А. Александров: Человек отождествляет себя с определенной культурой . А дальше говорится, что ресурсов мало и люди распадаются на своих и чужих. Если ресурсы неограниченны, зачем разбиваться на этносы. С точки зрения биологии национальные различия бессмысленны.

В.В. Корбут: Сергей Владимирович, так кто же по Вашему матушка Екатерина по своей национальной принадлежности?

С.В. Багоцкий: Русская.

Е.Д. Яхнин: проблемы национальных контактов бывают очень острыми. И в этом – главный смысл сегодняшнего обсуждения. Это – социально-политическая проблема.

Соотношение между биологией и культурой понятно. В разных условиях человечество разделилось на разные группы, не обязательно генетически отличающиеся друг от друга.

Нет этнически чистых типов. Человечество абсолютно перемешано.

Национальные конфликты в конечном итога определяются борьбой за ресурсы. История Человечества может закончиться или разрушительными конфликтами, или интеграцией людей в единое сообщество землян.

Мы должны понимать, что Человечество едино и должно действовать совместно. Н.Н. Моисеев говорил: Человечество должно найти вариант коэволюции с природой.

В.А. Назин: Мне пришлось работатьь с удмуртами и ханты-мансийцами. Малые нации по своей культуре ограничены и нуждаются в помощи большого народа.

У каждого этноса есть стадии создания преданий о своем народе.

Е.Д. Яхнин: Мифы не создаются «для», они создаются сами по себе.

Ю.Л. Пивоваров: Мне хотелось бы обратить внимание на опасность концепции всеобщего объединения. Все равно будут образовываться  сгустки. В едином мире нефть пойдет туда.

Е.Д. Яхнин: Никто не говорит о том, что люди будут одинаковыми. Речь идет о другом, о единстве действий.

 

Председательствующий Е.Д. Яхнин поблагодарил участников заседания за интересную дискуссию и объявил заседание закрытым. 

 

Председатель секции Проблем

Эволюции материи       МОИП                                          Е.Д. Яхнин

 

Ученый секретарь секции                                                 А.К. Погорелов

 

Hosted by uCoz