СЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ.
ПРОТОКОЛЫ.
ПРОТОКОЛ № 01/003/ПЭМ
заседания секции «ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ» МОИП.
23 января 2003 года. Гор. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП Е.Г. Анисов, д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, д.ч. МОИП А.А.Белик, чл.-к. МОИП О.В.Дмитриева, д.ч. МОИП Г.С.Еремкин, д.ч. МОИП Ю.С.Затуливетер, К.В.Киреев, д.ч. МОИП М.С.Козлова, д.ч. МОИП В.В.Корбут, П.А.Степичев, д.ч. МОИП В.Е.Хазанов, д.ч. МОИП Б.С.Шорников, д.ч. МОИП Т.А.Шумова, д.ч. МОИП К.М.Эфрон, д.ч. МОИП Е.Д.Яхнин.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: д.х.н. Е.Д.Яхнин.
СЕКРЕТАРЬ: Г.С.Еремкин.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Дискуссия «Чем человек отличается от других животных»
Председатель секции Проблем эволюции материи МОИП Е.Д. Яхнин открывает заседание и предоставляет слово С.В. Багоцкому, который зачитывает «Тезисы к дискуссии».
ТЕЗИСЫ К ДИСКУССИИ
«Чем
человек отличается от других животных?»
1.
Существуют две относительно независимые проблемы: проблема «Происхождения
Человека» и проблема «Происхождения Разума». В современной антропологии эти
проблемы часто путают.
2.
Для решения второй проблемы важно понять, являются ли интеллектуальные отличия
человека от прочих животных чисто количественными, или они носят качественный
характер, опираясь на принципиально новые механизмы.
3.
Признание качественного характера интеллектуальных отличий человека от других
животных не означает отказа от эволюционного подхода к человечской
психике. Эволюция на то и эволюция, что в ней не только усовершенствуется
старое, но и создается нечто новое.
4.
Опыты по обучению шимпанзе языку глухонемых не являются основанием для отказа
от представлений о качественном характере интеллектуальных отличий человека от
прочих животных. Они свидетельствуют лишь о том, что в определенных условиях
шимпанзе может функционировать, хотя и не слишком эффективно, в «человеческом
режиме», качественно отличающимся от режима функционирования нормального
животного.
5.
Качественное отличие человека от других животных заключается в его умении
пользоваться СВОБОДНО КОМБИНИРУЕМЫМИ друг с другом символами (словами). В
результате свободного комбинирования слов человек приобретает способность
представить себе не только то, что есть в природе, но и то, чего в ней нет.
6.
Основанная на свободно комбинируемых символах человеческая речь теснейшим
образом связана с ФАНТАЗИЕЙ, которая лежит в основе и человеческого мышления, и
человеческого труда, и искусства, и религии. ПО-ВИДИМОМУ, МЫ МОЖЕМ СЧИТАТЬ
ФАНТАЗИЮ НАИБОЛЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ ОТЛИЧИЕМ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРОЧИХ ЖИВОТНЫХ.
7.
Человеческое мышление представляет собой оценку возникающих у человека фантазий
на основе Правил Логики (в широком смысле). Правила Логики изменяются по мере
развития науки и, скорее всего, представляют собой продукт не биологической, а
социальной эволюции.
8.
Человеческий мозг, сформировавшийся в далекие первобытные времена, оказался
приспособленным для решения задач, которые ставит перед нами Научно-техническая
революция и которые в первобытном обществе никогда не вставали. Это
свидетельствует о том, что человеческий мозг, подобно цифровой вычислительной
машине, УНИВЕРСАЛЕН и поэтому может быть «загружен» любым (в пределах памяти и
быстродействия) алгоритмом обработки информации (реальной и фантастической). С этой
точки зрения остается не вполне понятно, почему существуют люди умные и глупые
и чем объяснить высокую наследуемость IQ.
9.
Универсальность человеческого мозга делает возможным культурную эволюцию, не
зависящую от биологической эволюции и биологического совершенствования мозга.
Именно потенциально неограниченная культурная эволюция и обеспечивает Человеку уникальное место в
природе.
10.
Проблема Происхождения Разума реально сводится к проблемам Происхождения Речи,
основанной на свободно комбинируемых символах, и Фантазии.
Далее председательствующий представляет слово канд. техн. н. Ю.С. Затуливетеру, который попытался сформулировать целостную концепцию эволюции информационных процессов в природе. Информация играет особую роль в зарождении и эволюции Жизни. Эволюция Жизни – это эволюция носителей информации. В живых организмах – от простейших к сложным – информация эволюционирует в форме геномов живых организмов и порождаемых ими фенотипов. Такая эволюция формирует огромное разнообразие специализированных информационных машин – видов живых организмов. Естественным завершением этого этапа эволюции информации и одновременно началом нового этапа является появление универсальной биологической информационной машины – человека. Человек отличается от других форм жизни своей универсальностью, т.е. потенциальной способностью делать все. С этого момента биологическая эволюция отходит на второй план, а на первый план выходит эволюция создаваемых человеком технических устройств, общие закономерности которой повторяют закономерности биологической эволюции. На этом этапе информация эволюционирует в поле сознания человека и социальной среды. В процессе технической эволюции также нарастает разнообразие специализированных машин. Этот процесс, в свою очередь, завершается появлением Универсальной цифровой ЭВМ, после которого начинается новый цикл эволюции информационных систем – эволюция компьютерных программ в глобальной компьютерной среде, где должны проявиться те же самые закономерности.
Докладчик обратил внимание на на сходства и различия закономерностей трех следующих друг за другом видов информации, отличающимся характером своих носителей: живыми организмами, полем сознания человека, глобальной компьютерной средой. Естественная эволюция информации в живой природе происходит на фоне экологически сбалансированного состояния. Искусственная эволюция, связанная с полем человеческого сознания (техногенез) и глобальной компьютерной средой, протекает стремительно, чем дальше, тем более порождая нарушения экологического равновесия. Техногенез нарушил природное равновесие, эволюция информации в глобальной компьютерной среде ведет к предельному ускорению эволюционных процессов, что создает угрозы для существования человека. В глобальную компьютерную среду необходимо внести искусственные информационные механизмы, препятствующие негативным процессам.
Сформулированная докладчиком концепция позволяет понять место человека в глобальной эволюции, заключащееся в том, что человек, в отличии от других животных является Универсальной Биологической Информационной Машиной.
Ю.С. Затуливетеру был задан ряд вопросов:
А.А.Белик: Существовала ли информация до появления Жизни?
Ответ: Можно говорить о ее пассивных, зачаточных фрмах.
С.В.Багоцкий: В чем разница между информацией и структурой?
Ответ: Информация связана со структурами. Верно и обратное. Это синонимичные понятия. Не существует общепринятого универсального определения информации.
В.В.Корбут: Как по-Вашему, что такое животное?
Ответ: Специализированная информационная машина, хранящая генетическую информацию в виде органических макромолекул.
Далее начались прения по тезисам и сообщению Ю.С.Затуливетера.
А.А.Белик: Мне видятся три плоскости проблемы:
1) Происхождение Человека;
2) Формирование человеческого Разума в онтогенезе;
3) Функционирование Разума.
Человек действительно универсален. У животных свой и, в некотором смысле более сложный образ жизни. В то же время Человек вне общества не развивается, как Человек.
Чрезвычайно интересными и, в целом, нерешенными являются проблемы, связанные с развитием человеческой психики в онтегенезе, прежде всего, проблемы, связанные с овладением речью.
Существует также ряд серьезных проблем, связанных с функционированием человеческого Разума: проблемы аттачмента, импринтинга, измененных состояний сознания и т.д. К животным нельзя применять психотерапию.
Сравнивая Человека с другими животными, мы должны должны сравнивать не единичных особей, а типы деятельности.
В.В.Корбут: Любое животное – это прежде всего «ням-ням». Поэтому оно жестко подчинено сообществу, в котором живет. Отношение человека к природе, в которой он живет, отличается от отношения других животных.
Проблему отличия человека от других животных нужно разделить на две:
1) Биологическую;
2) Психологическую.
С точки зрения биологических свойств человек не отличается от других животных; отличия лежат в сфере психологии. Человек живет не только в мире материи, но и в мире идей.
В опытах на шимпанзе было явно видно, что животное делает не то, что нужно экспериментатору, а то, что нужно животному.
Е.Г.Анисов: Человек отделился от животных благодаря избыточности своего поведения. К психическому развитию человека можно, с известной осторожностью, применять биогенетический закон: развитие психики человека в онтогенезе в общих чертах повторяет его развитие в филогенезе. По-видимому, большое, хотя и не вполне понятное значение имеет и гиперсексуальность человека.
А.А.Белик: Если все мы «ням-ням», то что же все-таки такое человек?
В.Е.Хазанов: Что бы там ни говорили, но психика у нас совершенно не такая, как у животных. Это я говорю, как профессиональный психолог. Наша психика очень сильно связана с сексуальностью. Сексуальность человека отличается от сексуальности животных. Эти отличия нуждаются в теоретическом объяснении.
О.В.Дмитриева: Я не вполне согласна с утверждением о том, что речь позволяет получать чисто случайные комбинации слов. В языке существует немало ограничений: и грамматических, и логических. Встает вопрос о том, являются ли эти ограничения первичными, или же они вторично сформировались.
С.В.Багоцкий: По-видимому, действительно фантазия никогда не была абсолютно безбрежной и тем или иным способом ограничивалась. Фантазия – это тяжелый груз. Обычное животное приспосабливается лишь к тому, что есть в окружающей среде, в то время как животное, обладающее фантазией, должно приспосабливаться к ее порождениям (чертям, русалкам и т.д.). По-видимому, существует глубокая аналогия между появлением фантазии в эволюции человека, и появлением механизма, обеспечивающего случайную изменчивость в предбиологической эволюции. Первое мы можем считать началом Разума, второе – началом Жизни.
В.В.Корбут: Эта точка зрения ошибочна; абсолютно случайной наследственной изменчивости в природе не существует. Направленность наследственной изменчивости определяется уже сложившейся организацией.
М.С.Козлова: Прогресс человечества – в основом прогресс в технологии получения пищи.
Человека отличает от животных наука и искусство. Сводить искусство к традиционным животным потребностям неправомерно. В процессе эволюции человека появляются качественно новые потребности.
Далее М.С.Козлова привела ряд интересных фактических данных о развитии первобытного искусства.
Человеческая сексуальность, несомненно, играла очень важную, хотя и не вполне понятную роль в эволюции человека.
Т.А.Шумова: По своей биохимии люди ближе всего к муравьедам.
Б.С.Шорников: По количественным параметрам мозга нельзя достоверно судить об «уме» того или иного животного.
Информационная эволюция, о которой говорил Ю.С.Затуливетер, порождает серьезные проблемы, связанные с развитием психики детей. Чрезмерное злоупотребление компьютером неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии юношества.
Е.Д.Яхнин: По-видимому, нет проблемы отличия человека от прочих животных и вряд ли между ними существует непроходимая грань. Я скептически отношусь к идее о том, что фантазия является главной отличительной чертой человека. Если говорить об искусстве, то давайте вспомним птицу шалашника, которая украшает свое гнездо. Это свидетельствует, что искусство свойственно не только человеку.
Ю.С.Затуливетер: Животные эволюционно изолированы, в то время как человек открыл путь для дальнейших, качественно иных эволюций. Эти искусственно создаваемые человеком эволюции порождает серьезные проблемы и угрозы в отношении природной среды и устойчивости эволюционных процессов в социальной среде. Нужно переосмысливать проблемы информационной эволюции и заблаговременно принимать необходимые меры.
С.В.Багоцкий: Я не согласен с позицией Евгения Давыдовича Яхнина. Эволюция предполагает не только усовершенствование того, что уже существует, но и появление новообразований. Легкие – это не усовершенствованные жабры, это – нечто новое.
Любая эволюция строится на более или менее случайной изменчивости и последующей «оценке» возникающих вариаций. В биологической эволюции это случайная наследственная изменчивость и отбор; в социальной – фантазии и их оценка с помощью Правил Логики, сформировавшихся на основе опыта практической деятельности.
В.В.Корбут: Существуют разные теории эволюции, по разному оценивающие роль случайности.
Председательствующий Е.Д.Яхнин объявляет заседание закрытым.
Председатель секции Проблем
эволюции материи МОИП Е.Д.Яхнин
Ученый секретарь секции А.К.Погорелов