ПРОТОКОЛ № 05/010/
заседания секции
«ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» МОИП
.
06 октября 2010 года.
Гор. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, д.ч. МОИП В.В. Корбут, д.ч. МОИП Б.Г. Режабек, д.ч. МОИП Е.Ф. Решетин, д.ч. МОИП Е.Н. Русаков,.д.ч. МОИП А.В. Сурмава, д.ч. МОИП .Е.Д. Яхнин.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Е.Д. Яхнин.
СЕКРЕТАРЬ: С.В. Багоцкий.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Доклад А.В.
Сурмавы «К 80-летию В.В. Давыдова»
Председательствующий Е.Д. Яхнин
открыл заседание и предоставил слово А.В. Сурмаве.
А.В.Сурмава: 31 августа этого года исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося психолога Василия Василиевича Давыдова. В.В. Давыдов – представитель поколения, учившегося после войны. У В.В. Давыдова 3 учителя:
П.Я. Гальперин, который был очень хорошим критиком;
А.Н. Леонтьев;
Э.В. Ильенков.
Самая фундаментальня работа В.В. Давыдова «Методы обобщения в обучении» основана на идеях Э.В. Ильенкова. Обучение по Давыдову основно на восхождении от абстрактного к конкретному. В 1982 году В.В. Давыдова выгоняют из Института и из партии за кадровые ошибки.
Советская психология в лице своих лучших представителей была наиболее перспективной ветвью миовой психологии. Её лидером был Л.С. Выготский. Хотя к концу жизни он ушел в семиотичесий тупик. Вокруг Л.С. Выготского формировались талантливые люди. После смерти Выготского лидером школы стал А.Н. Леонтьев, после смерти Леонтьева – В.В. Давыдов. После смерти Давыдова лидера не стало, школа начала разваливаться.
Может ли образование быть развивающим? В чем достоинства и недостатки советского образования?
Преимущество советского образования было связано с архаичностью советских производственных отношений. Мы не ориентировались на узких специалистов. Лдеры советской науки получили традиционное досоветское образовние.
Мы не можем воспроизвести эффективную экономику, но стремимся перестроить образование на западный лад. На западе же с образованием происходит обратный процесс. В Западных странах производство либо очень высоко технологично (для чего требуются широко образованные люди). либо подсобное, для которого используются гастарбайтеры.
Западное образование пытаются модернизировать через гуманитаризацию. Традиции советского образвания мы разваливаем. Студенты не хотят фундаментальных знаний. Им нужны конкретные навыки, позволяющие зарабатывать деньги.
Для того, чтобы образование было развивющим, его нужно связать с практической деятельностью.
В советское время в университетские программы включались систематические курсы философии, политэкономии, религиоведения (научного атеизма). Современный подход дает клочки вместо целой картины. Интерес к истине у студентов теряется.
Докладчик работает над программой гуманитарного бакалавриата: 3-х летний курс культурной пропедевтики.
В образовании должен действовать принцип самолета. Кислородную маску нужно создать для себя и для своего ребенка. Совместное чтение очень полезно для развития ребенка.
В.В. Давыдов взял для эксперимента школу на Арбате и школу в Лосином острове. И там и там дело пошло.
Обучение науке формируется в процессе совместного обсуждения экспериментальных результатов.
Б.Г. Режабек: Знаете ли Вы фразу Фурсенко: «Главный недосаток советской системы образования в том, что она готовила творческих людей».
А.В. Сурмава: Нет, не знаю. Это – верх цинизма.
Б.Г. Режабек: Продолжал ли Давыдов исследование слепоглухонемых детей?
А.В. Сурмава: Не знаю. Троих слепоглухонемых детей он взял в свой Институт.
С.В. Багоцкий: Как сочетать практическое участие студетов в научной работе с недостатком знаний?
А.В. Сурмава: Нужна мера.
Е.Д. Яхнин: не является ли ситуация, против которой Вы выступаете, следствием эволюции общества?
А.В. Сурмава: Принципы всякого развития – высший уровень снимает низшие уровни. Вырождение образования диктуется общественными условиями. Но эти условия и тенденции неоднозначны.
Б.Г. Режабек: Я получил большое удовольствие от доклада. Большой недостаток Выготского и ео школы – тяга к позитивизму. Христианство имеет перспективы развития. Коммунистические идеи были взяты из христианства.
В иудейской традиции книги мазали медом, чтобы сделать их привлекательными для юношества.
В.В. Корбут: Доклад был несколько сумбурным. Мы эволюцию не сломали. Она продолжается. С провинциальными студентами и студентами из академгородков работать гораздо приятнее, чем с москвичами.
С.В. Багоцкий: Недостаток доклада – не сформулированы основые идеи В.В. Давыдова. Все зависит от стремления к обучению самой молодежи.
Е.Д. Яхнин: я в какой-то степени согласен с С.В. Багоцким. Доклад был эмоционально высоконасыщен. Но не слишком содержателен. Вы не опустились до конкретики. Самом проблема, поставленная Вами. Социальна. Проблема перерстает в более фундаментальную. Нужно. Чтобы человечество осознало деградационные процессы. Об этом писал академик Н.Н. Моисеев. Нужно, чтобы образованная часть общества пользовалась большим влиянием.
А.В. Сурмава: Я не ставил своей задачей изложение концепции В.В. Давыдова и остановился лишь на нескольких вопросах.
Давыдов говорил: что делть в средней школе – я не знаю. Тем елее – в ВУЗе. Я не слишком верю в то, что сегодня нам сильно поможет христианство.
Председательствующий Е.Д. Яхнин поблагодарил участников заседания за интересную дискуссию и объявил заседание закрытым.
Председатель
секции Проблем
Эволюции
материи МОИП В.Ф.
Взятышев
Ученый секретарь секции
С.В. Багоцкий