ПРОТОКОЛ № 01/009/ПЭМ
заседания секции
«ПРОБЛЕМ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ» МОИП
(совместно с
секцией Комплексных исследований человека).
21 мая 2009 года.
Гор. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.А. Александров, д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, д.ч. МОИП Л.К. Васькова, д.ч. МОИП А.Г. Ганжа, чл-кор МОИП Н.И. Диас Паскуаль, д.ч. МОИП В.В. Корбут,.д.ч. МОИП Ю.М. Люляев, чл-кор МОИП Г.Л. Муравник, д.ч. МОИП В.А. Назин, Н.А. Нечаева, д.ч. МОИП Б.Г. Режабек, д.ч. МОИП А.В. Сурмава, И.М. Ханутина, д.ч. МОИП Г.И. Хохлова, д.ч. МОИП М.И. Штеренберг, д.ч. МОИП Е.Д. Яхнин.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Е.Д. Яхнин.
СЕКРЕТАРЬ: С.В. Багоцкий.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Дискуссия:
Образование и религия.
Председательствующий Е.Д.
Яхнин открыл заседание и предоставил слово С.В. Багоцкому.
С.В. Багоцкий: В последние годы Русская православная церковь проявляет большую активность в сфере образования. Церковные и околоцерковные круги отстаивают введение в школьные программы курса «Основы православной культуры». В настоящее время этот курс уже преподается во многих школах.
Думается, что позицию РПЦ нельзя поддержать по следующим причинам.
Введение курса основ православной культуры в школы осложнит взаимоотношения между славяноязычным и мусульманским населением, что может повлечь за собой крайне нежелательные политические последствия.
Введения в государственные школы курса «основ православной культуры» - это значительный шаг к превращению православия в государственную религию, что, по большому счету, не нужно ни государству, ни православию.
Кампания за внедрение в школьную практику разного рода «духовных» курсов сопровождается подрывом авторитета настоящих научных дисциплин и сокращением числа часов на их изучение. Так, представители религиозных кругов настаивают на исключение из школьной программы теории Дарвина и современных представлений об антропогенезе.
В то же время религия является важнейшей частью мировой культуры и без знакомства с мировыми религиями нельзя говорить о полноценном гуманитарном образовании. Думается, что для изучения этого материала не следует вводить отдельный предмет, а изучать историю религии на уроках истории и литературы.
Нельзя также не поддержать позицию Русской Православной церкви в борьбе против т.н. полового воспитания.
Думается, что отношения верующего ученика с неприемлемым для него материалом должны складываться по следующей схеме: ученик имеет право публично высказать свое несогласие с тем или иным программным материалом, но знать его он должен.
М.И. Штеренберг: Я полностью согласен с тем, что должна быть свобода вероисповеданияи знакомство с религиями мира. Мы путаем церковь и религию. Церковь – это человеческая организация.
Далее М.И. Штернберг подверг критике дарвинизм и привел цитаты из своей книги «Ьиоэволюция».
Ванга предсказывает будущее. Следовательно, есть программа развития космоса, написанная Высшим Разумом.
А.Г.Ганжа: Идут дискуссии между разными мировыми религиями. Информацию о религиях нужно давать в школах. Лучше всего – в курсе истории. В первобытном обществе религиозные принадлежности включались в структуру знания.
Введение православия на Руси происходило огнем и мечом.
Б.Г. Режабек: Я был бы доволен, если бы в школах и ВУЗах ввели богословие. Русская культура стояла на Библии и Гомере. Эта культура была разрушена в 1920-е годы. Издержки бескультурья мы наглядно видим сегодня.
Нужно давать не только культурологические, но и существенные вещи. Кто будет преподавать религию? Нужно понимать предмент дискуссии.
Атеизм – очень жестокая религия.
Я с удивлением наблюдаю за спором диакона Анатолия Кураева и академика Гинзбурга. Кураев невежествен в науки, а Гинзбург – в Богословии.
Г.Л. Муравник: В образовательных кругах Москвы был проведен опрос родителей на тему о том, «Нужна ли историяю религии?» Большинство родителей считают, что такой курс нужен.
Выпускники Свято-Тихоновского монастыря могут преподавать Богословие.
Со стороны кажется, что церковь монолитна в неприятии науки, но это не так. В церкви идер полемика между радикальными креационистами и умеренными сторонниками телеологической эволюции.
Митрополит Филарет не является креационистом. По-видимому, патриарх Кирилл тожею
Г.И. Хохлова: Преподавание православия будет способствовать межнационалоьным конфликтам. Каждая религия – проект человека и его нужно понимать. Если религии задают дл человека статическую картину мира, то атеизм ориентируется на динамику.
Н.А.Нечаева: Как выглядит Бог?
Е.Д. Яхнин: Пусть этот вопрос будет риторическим.
Н.А. Нечаева: Мусульмане и иудеи – честнее христиан. У них нет изображения Бога. Я не знаю атеистов, столь же яростных, как верующие. Накат религии – оборотная сторона распада науки и образования.
Нынешняя церковь – это холдинг, которому нужна расширяющаяся паства.
Детям нужно стройное понятие о мире.
Насаждение религии идет от властей.
А.В. Сурмава: Я – атеист и марксист. Если в школе введут преподавание религии, то это будет наиболее надежным способом атеистического воспитания.
РПЦ ведет очень тонкую, но лицемерную политику. Атеизм выстрадан всей европейской и мировой культурой. Возврата к христианству нет. Есть политические игры.
Нужно возвысить наш голос в защиту науки.
Н.И. Диас-Паскуаль: Мне показалась странным история про опрос родителей. РПЦ – миллиардер.
Я простой трудящийся человек, плачу налоги государству. Почему за счет моих налогов моим детям рассказывают сказки. В США в одной из школ учительница на уроке стала читать Библию. Родители написали жалобу, учительницу посадили в тюрьму.
У нас нет конфликта между церковью и атеистами, есть религиозное насилие.
В.В.Корбут: Религия и наука – две разные ипостаси. Я работал на Звенигородской биостанции совместно с людьми из Богословского института. Это очень грустно. Религия превращает людей в стадо. Верующим студентам тяжело учиться.
Спасибо церкви за то, что она ведет атеистическую пропаганду.
Ю.М.Люляев: Мне непонятна постановка вопроса. Мы считаем, что у нас нет претензий к тому мировоззрению, которое воспитывает школа. Проблема глубже. Дело не в образовании, а в мировоззрении. Новое европейское сознание, обожествляющее прогресс, опаснее религии. Человек – это не цель мира.
Л.К.Васькова: Я прослушала выступающих. Все они опирались на свой эмоциональный подход. В самой науке существует неблагополучие.
И.М. Ханутина: Я ушла из школы из-за того, что химия в школе не нужна, а вместо нее и за счет нее вводят православие. Для внедрения православия уничтожили астрономию, сократили часы на физику, химию, биологию. И поэтому я категорически против внедрения православия в школу. Мои дедушки и бабушки принадлежали к 4-м разным национальностям и 4-м разным религиям. Но они уживались.
В университете истории религии самое место. А в школе ее преподавать не следует.
В.А. Назин: Я работа со священниками, которые преподавали Закон Божий в школе. Они говорили мне: на наших занятиях дети спят. Я ему помог по методике, но после этого батюшка сказал: «Спасибо, но так преподавать мы не можем».
Конечно, религия – вещь серьезная. И отмахиваться от нее не следует. Религия не исчезает. Вера в Бога успокаивает людей.
Н.А.Нечаева: Религия учит почитать начальство.
В.А. Назин: Наука о религии в наши дни активно развивается.
Б.Г. Режабек: За последние 6.5 тыс. лет человечество научилось сжимать информацию в математике и поэзии.
Я процитирую два мною сочиненных стиха:
Была религия в загоне,
Тогда нам было тяжело.
Теперь религия в Законе:
Опять нам, блин, не повезло!
Сегодня атеисты бьют тревогу,
И я не знаю, кто бы им помог.
Ведь если Бога нет, то слава Богу,
А ежели он есть, то не дай Бог!
М.И. Штеренберг: Философ говорил: мир губит атеизм ученых, невежество священников, продажность политиков. Мистика тоже исследует миор, но своими методами.
Г.Л. Муравник: О чем мы спорим? Речь не идет о преподавании Закона Божьего. За счет религии никакие предметы в часах не страдают.
А.В. Сурмава: Ильенков был единственный из советских атеистов, которых Ватикан включил в число противников Веры.
Г.И. Хохлова: Выход для человека может указать лишь наука, а не религия.
Ю.М. Люляев: И религия и наука пытаются учить людей. Кто лучше учит?
Н.А. Нечаева: Религия – это вера в потустороннее и в чудеса. Линдблат нашел племена, у которых не было религии.
С.В. Багоцкий: Атеизм – это, по большому счету не отрицание Бога, а признание естественного происхождения религий. Разные религии противоречат друг другу и мы не можем сказать, какая из них опирается на Божие откровение.
В.А. Назин: В 1990-х годах ф-т Психологии начал приглашать на семинар Б.С. Братуся религиозных деятелей. Братусь – истинно верующий. У многих истинно верую щих ученых в жизни произошла трагедия.
Е.Д. Яхнин: При такой яростной дискуссии трудно дать однозначное заключение. Выскажу свое личное мнение.
Н.Н. Моисеев говорил мне: Мы атеисты, но уважаем чувства верующих. Религия сыграла огромную роль в развитии культуры. Без понимания того, что наработала религия, невозможно воспитание человека.
Религия основана на вере, наука – на опыте.
Говорят «Как же можно понять Смысл Жизни» без веры. Но это не так.
В школе нужно изучать не только историю политических событий, но и историю культуры.
Председательствующий Е.Д. Яхнин поблагодарил участников заседания за интересную дискуссию и объявил заседание закрытым.
Председатель
секции Проблем
Эволюции
материи МОИП В.Ф.
Взятышев
Ученый секретарь секции
С.В. Багоцкий