ПРОТОКОЛ № 09/008/ОП

заседания секции «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» МОИП.

 

08 декабря 2008 года.                                                                                            Гор. Москва

 

ПРИСУТСТВУЮТ: Р.М. Алейник, д.ч. МОИП С. Александров, д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, д.ч. МОИП Л.К. Васькова, д.ч. МОИП В.А. Вотинов, д.ч. МОИП В.А. Гребенников, д.ч. МОИП Г.П. Карасев, д.ч. МОИП В.Е. Колосова, д.ч. МОИП В.В. Леонов, д.ч. МОИП Ю.М. Люляев, В.А. Назин, Ю.Л. Пивоваров, д.ч. МОИП Н.Л. Румянцева, д.ч. МОИП Е.А. Скрипаленко, д.ч. МОИП Г.И. Хохлова, В.В. Юрина.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: В.А. Вотинов.

СЕКРЕТАРЬ: С.В. Багоцкий.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.            Доклад Н.Л. Румянцевой «Развитие Человека и развитие образования».  Часть 1. Концепция развития человека

 

Председательствующий В.А. Вотинов открыл заседание и предоставил слово Н.Л. Румянцевой.

 

Н.Л. Румянцева: Тема моего сегодняшнего доклада «Концепция развития Человека».

Ключевая проблема современности – проблема Человека. Мы переживаем глобальный кризис цивилизации, не только финансово-экономический, а в целом моральное разложение и физическое вымирание (по статистике ООН население западной Европы кроме мусульманской Албании не воспроизводится) передовой цивилизации.

Можно ли опереться на какую-либо концепцию Человека, которая бы противостояла разложению?

Антропология рассматривает Человека с двух сторон: биологической и социальной. Но Человек целостен и эта целостность ускользает от науки.

Человеком активно занимается психология. Она в лучшем случае ориентируется  на помощь несчастным неразвитым людям, О другой части Фромм сказал: «познание человеком самого себя, психология, которая в великой традиции западного мышления считалась условием добродетели, правильной жизни, счастья, выродилась в инструмент для лучшего манипулирования другими и самим собой в рыночных изысканиях, в политической пропаганде, рекламе и т.п.». Психология преимущественно эмпирична, хотя в современной традиции есть интересные теоретические подходы.

Психология оторвана от других наук, изучающих Человека. Психология принципиально отвлекается от этики. Для меня неприемлема теория ролей как норма жизни человека.

Психология с педагогикой не увязана.

Основная наука, всегда занимавшаяся Человеком, это – философия и, в ее рамках, этика. В трудах классиков философии(Гегель) Человек  достигает гармонии и свободы разумной воли, как осознанной необходимости.

 Однако в этих трудах не решалась и даже не ставилась проблема – в каком обществе какой человек формируется. Так была поставлена проблема в трудах Маркса. Концепцию человека, не изменяя первостепенной роли разума, Маркс принципиально  перестраивает, определяя человека через общество, вводя понятие родовой сущности человека как «совокупности всех общественных отношений». Сущность марксистского понимания человека как сознательного родового существа, т.е. «такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности или к самому себе как к родовому существу».

Увы, жизнь убеждает, что Разум слаб, а социальные, общественно-трудовые и производственные характеристики необходимы, но, однако, недостаточны для понимания того, как человек поднимается или даже вообще может ли подняться к своей родовой сущности.

 А сильна природа. Однако  какая природа? Эта точка зрения продолжила поиски сущности человека после достигнутых в немецкой классической философии вершин духа - в работах Ницше, Фрейда, экзистенциалистов. Но это было падение с достигнутых философией высот понимания духовного развития человека в стихию неразвитого человека и его природы. И падение естественное для того общества, в котором эти концепции создавались и человек которого исследовался.

 И в настоящее время остается задачей «раскрыть диалектику социального и биологического в человеке»,  которая состоит  «в опосредствовании и преобразовании биологического социальным» (Фролов И.Т.)

Задача предлагаемой концепции Человека – раскрыть эту диалектику, понять процесс восхождения к родовой сущности человека.

Мои подходы:

Системный – рассмотрение человека в единстве его биологической природы, задаваемой инстинктами, его сознания, действующего через рефлексивное мышление, его нравственности, проступающей через освоенные этические категории, его психики, определяющей его волю. Рассмотрение человека как продукта общества, его формирующего.

Диалектический – рассмотрение онтогенеза человека, в процессе которого   в соответствии с законами диалектики меняется картина его постепенно открывающихся инстинктов и развиваются сознание,  состояние воли, сменяются этические категории:

        Постнеклассический (Степин) – означающий, что ценности, мораль нельзя изгнать из концепции Человека. А они в значительной степени определяются идеологией и ценностями общества.

Концепция развивает направление исследования живого организма, называемое «витализм» применительно к человеку. Основное понятие в концепции - «инстинкт». Разные определения инстинкта (например, «врожденная приспособительная форма поведения, свойственная каждому виду животных» в словаре по естественным наукам, «совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека» в словаре по психологии развития, «врожденное побуждение живого существа к определенному поведению» в энциклопедии социологии, «врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни» в учебнике по психологии и т.д.) фиксируют: !. малоизменяемость, 2.однозначную связь с поведением, 3.неразличимость инстинкта животного и человека. Такое определение инстинкта справедливо для этапа биологической эволюции человека, но нуждается в развитии, уточнении для этапа социальной эволюции, на котором появилось различие между инстинктом человека и животного. Это различие в том, что у человека появились другие потребности (побуждения), определяющие его поведение, а «инстинкт  общественности» (Кропоткин), обеспечивавший выживание стада (вида),  стал постепенно «забываться» (К.Юнг), вытесняться сознательной деятельностью, выполняющей ту же функцию. Это различие задает такие уточнения понятия инстинкта в предлагаемой концепции:

1.Инстинкт самосохранения  животного (по исследованиям Лоренца, Эфроимсона, Кропоткина) включает в себя  кроме собственно самосохранения и сохранения популяции, вида (через воспроизведение) «инстинкт общественности» как другой подвид инстинкта сохранения вида.

2.Те же  виды инстинкта самосохранения можно выделить и у человека. Последний, «инстинкт общественности», можно разбить на несколько уровней: сохранение семьи, сохранение коллектива разного уровня от коллектива друзей, земляков и т.д. вплоть до сохранения народа своей страны, человечества, всего живого. Все вместе они образуют полный инстинкт самосохранения.

3.Но в отличие от животного в филогенезе человека инстинкт постепенно из «формы поведения», не отличающей человека от животного превратился сначала в «способность и стремление организма к целесообразным, полезным действиям…» (Брокгауз и Эфрон),  а затем ( и это основная идея настоящей концепции) из способности стал постепенно, начиная с инстинкта коллективизма, превращаться в задаток, который может развиться в способность, а может и не развиться, как и любой задаток. Инстинкт сохранения семьи (в этом смысле «рода») в «развитых» странах с вымирающим населением сейчас на наших глазах тоже «уходит» в задаток, как ушел в него («забыт»)  инстинкт сохранения коллективов разного уровня.  Ситуация аналогична и в животном мире – когда-то нужный, но ставший невостребованным орган-функция постепенно отмирает.

4.Инстинкт сохранения коллектива как задаток может открыться, если есть благоприятная среда, как прорастает в благоприятной среде зерно и не открыться, как не прорастает зерно, если нет влаги. Мало того, «прорастание» инстинктов коллективности меняет и значение каждого компонента полного инстинкта в их совокупности, потому результат такого прорастания – не  возврат к полному инстинкту самосохранения животного, а новое его качество, «отрицание отрицания», в котором появляется это новое качество – молодая собака не посочувствует старой. Таким образом,  инстинкт как источник потребности изменяется и по составу, и по свойствам его составляющих элементов в онтогенезе человека.

5.Инстинкт человека – источник его потребности, но не единственный. Потому поведение человека нельзя однозначно связывать с инстинктом.

 

Предлагается модель, в которой не разделены биологический и социальный аспекты человека. В ней  шесть уровней развития. (См. Приложение1 и Приложение2)

1 этап: биологический. Человек родился, его поведение определяется только инстинктом собственно самосохранения и больше ничем. Инстинкт самосохранения вызывает потребности, потребности вызывают желания. Желания будем называть волей. Это определение воли отлично от традиционного ее определения через разум, оно фиксирует особенность данного подхода, а именно: воля порождается (наряду с другими, возникающими позднее потребностями) инстинктивной природой человека. Воля стремится к свободе – это ее основное свойство.  На этом этапе воля свободна.  

2 этап: коммуникативный. Освоение (распредмечивание) окружающего мира, начало общения и приобщения к культуре, к этической системе через категории «хорошо-плохо». Здесь возникают «внешние требования», делающие волю несвободной (внешняя несвобода).

3 этап: Это этап целенаправленной деятельности. На этом этапе воля, стремясь к свободе, ищет выход. Этот выход определяется общественными отношениями. В обществе с ценностью индивидуализма происходит освоение ролей и социализация. Человек начинает понемногу лукавить.  Д. Леонтьев пишет о том, что роль заботливой матери и любящей супруги нужно осваивать. Где уж тут любовь? Общество с идеологией коллективизма толкает человека на другой выход, на следующий этап..

4 этап: Рефлексивный этап. Человек, стремясь снять внешнюю несвободу и противоречия с окружающим миром, переживая их, начинает осознавать себя как несовершенное существо. Начинается этап самопознания и самосовершенствования. Разум начал понимать разумность требований общества, если это общество с идеологией коллективизма.. Результатом является переход требований общества в собственные. Разум начинает контролировать волю. Инстинктивная природа несвободна от давления Разума.

 5 этап: Духовный. На нем появляется Свобода Воли от насилия Разума, но это уже другая воля, т.к. открылся полный инстинкт самосохранения..Человек ищет свое истинное лицо. Ф.М. Достоевский показал, что Разум, заставивший Раскольникова совершить преступление (на 4 уровне), несмотря на сопротивлявшуюся инстинктивную волю, признал свою слабость и уступил инстинктивной воле (полному инстинкту самосохранения), которая, именно завоевав свободу, привела Раскольникова уже на 5-ом этапе к следователю с покаянием. На этом уровне появляется гармония Разума с Инстинктами. Не разум толкает человека на  поступок, а сострадание, сочувствие к другому человеку.

6 этап: Синтез Добра и Истины. Человек знает не только то, что делать нельзя, о и то, что нужно делать. Человек учится понимать другого человека.

4-й, 5-й и 6-й этап свойственны  коллективистскому обществу, где к идеологии общества Человек должен подниматься, раскрывая свои инстинкты-задатки

 Этапы развития Человека наглядно иллюстрирует его поведение в транспорте, когда входит старушка.

 2 этап: не уступает место старушке, и не чувствует неловкости.

3 этап: уступает место старушке, поскольку хочет выглядеть хорошим в глазах окружающих.

4 этап: уступает место старушке, поскольку хочет выглядеть хорошим в своих глазах.

5 и6 этапы: уступает, потому что жалко старушку.

Если сопоставить эту концепцию с накопленным  в культуре знанием о развитии человека, то можно отметить следующее. Представленный здесь путь становления свободного человека развивает Гегеля, у которого человек достигает  вершин духа(4 уровень). Для работ психологов, исследующих движение человека к вершинам духовности (Выготский, Лэнгле, Орлов и др.). характерно неразличение 4-5-6 уровней Действительно, эти уровни объединяет рефлексивность мышления и, как следствие, появление свободы воли в гегелевском смысле (как осознанной необходимости), но различают этические системы и лежащие в их основании этические категории и, как следствие, разное состояние воли, порожденной инстинктом. При этом, вслед за Марксом, в концепции учитывается влияние общественной формации на это развитие – пути выхода из состояния внешней несвободы на 3-ем уровне..

Концепция, здесь приведенная   в кратком виде, изложена в Приложениях 1 и 2 ниже и подробно описывается в книге «Н.Л. Румянцева. «Человек развивающийся. Путь к единой культуре». М.: URSS, 2009. 224 с.»

 

Вопросы:

 

С. Александров: Существуют ли изначальные нравственные задатки?

Н.Л. Румянцева: Это – полный инстинкт самосохранения.

С. Александров: Считаете ли Вы, что в индивидуалистическом обществе социально значимая доля населения может подняться на 5-6 уровни. Если нет, то кем тогда будет создаваться коллективистское общество.

Н.Л. Румянцева: Смотря что понимать под «социально значимой долей населения». Если количество населения, способное изменить жизнь общества - то подняться до 5-6 уровней не может, но это и не нужно. Изменить жизнь общества вследствие неудовлетворенности жизнью могут стремиться и люди 3 и 4 уровней, которые не могут в итоге при всех успехах и богатстве избежать «экзистенциального вакуума», утраты смысла жизни. Если же понимать под этим людей, способных найти пути такого изменения – то может. Идеологию нового общества формирует меньшинство. Иногда 1-2 человека (Маркс, Энгельс).  

Ю.М. Люляев: Всегда ли прав коллектив?

Н.Л. Румянцева: Коллектив может обладать коллективным эгоизмом.

С.В. Багоцкий: Безнравственное общество может порождать у части своих членов высокую нравственность. Вспомним историю возникновения христианства. 

Н.Л. Румянцева Согласна. Это  западная цивилизация подарила миру А.Швейцера и Мать Терезу.

Г.И. Хохлова: Мне непонятно, как все это свести в единое целое.

Н.Л. Румянцева Я свела основные идеи в единую таблицу (Приложение 2).

Г.П. Карасев: Кого Вы считаете своими духовными и идейными учителями?

Н.Л. Румянцева: К. Маркса и Ф.Т. Михайлова.

В.В. Леонов: Какие из рассматриваемых Вами понятий относятся к антропологии, а какие – к философии?

Н.Л. Румянцева: Свобода воли, рефлексивное мышление – это базовые философские понятия. Инстинкт – базовое понятие в биологии. Эти понятия можно употреблять как в антропологии, так и в философии, в философской антропологии.

Ю.М. Люляев: Вы говорите об онтогенезе, как о движении от индивидуализма к коллективизму. Так я понял?

Н.Л. Румянцева: Да.

Ю.М. Люляев: На какие работы Вы опираетесь, говоря о первичном индивидуализме?

Н.Л. Румянцева: На работы многих психологов и философов, которые утверждают идею формирования человека через воспитание.

С.В. Багоцкий: Девочка подняла на улице бездомного котенка и принесла домой, поскольку ей было котенка жалко. На каком уровне нравственного развития девочка находится?

Н.Л. Румянцева: У девочки еще не возникло вхождения в общественные отношения, не создана своя семья, еще не началась целенаправленная деятельность. А только там формируется человек. Но и о взрослом человеке по одному поступку нельзя судить, тем более по поступку, не затрагивающему личных эгоистичных интересов – нужно знать все поведение. Кроме того, у эмоциональных людей больше влияния религии, искусства, чем сознания и рефлексивного мышления. В конкретный момент жизни Человек может находиться  между разными уровнями.

С. Александров: А Вы не думаете, что мы имеем духовное зрение с рождения? Эти уровни наличествуют с  самого начала.

Н.Л. Румянцева: Они развиваются индивидуально из заложенных «зерен».

Л.К. Васькова: Как же тогда советское коллективистское общество превратилось в индивидуалистическое?

Н.Л. Румянцева:  Во власть стали устремляться индивидуалисты (не развитые до духовного уровня). Естественно, их мировоззрение разошлось с идеологией марксизма. Помогла и «внешняя среда»,   которая вела против СССР «информационную войну». Не хватало  понимания диалектики в политике, экономике.

Ю.Л. Пивоваров: Вы говорите о кризисе цивилизации. Какие природные основания кризиса цивилизации?

Н.Л. Румянцева: Капитализм блокировал развитие Человека.

Ю.М. Люляев: Вы разделяете социализацию и высшие формы коллективизма?

Н.Л. Румянцева: Конечно, социализация разная в капитализме и социализме..

Ю.М. Люляев: Что такое коллективизм?

Н.Л. Румянцева: Полный инстинкт самосохранения.   

Р.М. Алейник: В докладе многие понятия используются нетрадиционно. Это  требует внимательного изучения этой концепции, надо почитать книгу. Мы сейчас попали в очень тяжелый кризисный период. Концепция развития Человека должна учить нас выживать в труднейших ситуациях. Нужно уметь слышать других людей.

Ю.М. Люляев: Для выживания нужно подстроиться под антижизненную ценность. Бывают времена, когда выживание становится морально неприемлемым.

Н.Л. Румянцева Да, Не времена, а безнравственная идеология общества может принудить или приговорить к смерти нравственного человека.  .

Е.А. Скрипаленко: Нужно создавать идеологию будущего.

Г.И. Хохлова: Правда ли, что социальное поведение коррелирует с биологическим. В дочеловеческой природе есть аналоги альтруизму. Наши природные уровни способствуют коллективизму.

Н.Л. Румянцева Эту корреляцию изучает социобиологизм. Я об этом говорила, упоминая Кропоткина, Лоренца, Эфроимсона.

С.В. Багоцкий: Докладчик предприняла интересную попытку построить модель развития нравственных качеств в онтогенезе. Однако предложенная модель представляется мне чрезмерно прямолинейной. На каком уровне находится девочка, пожалевшая котенка: на первом или на шестом. Я не знаю. Думаю, что нравственное поведение человека обеспечивается целым спектром различных механизмов, одни из которых унаследованы от животных предков (животные с высокоразвитой нервной системой очень болезненно реагируют на мучения собрата по виду), а другие имеют чисто человеческий характер.

Думаю, что в «индивидуалистических» обществах сильно развит и четвертый уровень. Упомянутый докладчицей Раскольников – продукт индивидуалистического общества.

Н.Л. Румянцева  Раскольников жил в обществе с православной культурой. Про девочку и животных см. выше.

В.А. Назин: В подходе Румянцевой две методические ошибки, делающие работу ненаучной. Как ненаучна философия. Много гипотез, мало доказательств. Путаница с понятием «инстинкт»: инстинкты реализуются без размышлений.

В книге и докладе Румянцевой говорится не про инстинкты. По мнению Гальперина инстинктов у человека практически нет. В психологии сделано очень много.

Н.Л. Румянцева: Это – типичный для современной науки позитивистский подход, отрицающий роль философии в познании, отрицающий.движение познания к сущности, и тем самым теоретическую науку, а утверждающий эмпирическую науку, т.е. познание явления, наблюдаемого и проверяемого. Я развиваю противоположный, диалектический подход. Понятие инстинкт у меня развивается. Для меня фундаментальной была книга: «Анализ развивающегося понятия» (Арсеньев, Библер, Кедров)..Серьезные работы   психологов (Зинченко, Лэнгле, Орлова, Юнга, Леонтьева и др.) проанализированы в книге.

 

Председательствующий В.А. Вотинов поблагодарил участников заседания за интересную дискуссию и объявил заседание закрытым.   

 

Председатель секции

Естественнонаучного образования МОИП                                     В.Ф. Взятышев

 

Ученый секретарь секции                                                 С.В.Багоцкий

 

                                 

 

                                                                      Приложение1

1 этап – биологический. Человек родился. Он, его поведение, его отношение к миру определено инстинктами, но пока это только самый первый инстинкт - собственно самосохранения. Инстинкты вызывают (являются причиной) потребности (позднее появляются и другие источники потребностей), потребности вызывают желания, желания вызывают действия. Желания я буду называть также волей. Это определение воли отлично от традиционного ее определения через разум, оно фиксирует особенность данного подхода, а именно: воля порождается (наряду с другими, возникающими позднее потребностями) инстинктивной природой человека. Воля стремится к свободе – это ее базовое свойство. У родившегося человека воля естественно приводит к действию, т.е. свободна, т.к. сама воля еще очень примитивна и ограничена инстинктом собственно самосохранения и вследствие того и внешнего противодействия не вызывает.

2 этап – коммуникативный. Далее человек, развиваясь, учится управлять своим телом и это дает ему большую свободу действия, начинает осваивать пространство («животная душа»  у Аристотеля). Человек подключается к общественной культуре, начинается процесс «распредмечивания»; он начинает овладевать языком и вместе с ним знанием через деятельность и общение со средой. Отсюда, во-первых, начинает развиваться разум, интеллект, или, во всяком случае, закладываются основы его развития в дальнейшем. Во-вторых, общение со средой помимо интеллектуального воздействия есть и процесс органического включения человека в эту среду и подчинения его ее законам. Человек становится элементом системы и при этом теряет свободу воли из-за тех связей, которыми он включается в систему. Он не может теперь всегда действовать так, как хочет, т.к. его включение в систему регулируется отношением «можно-нельзя», в т.ч. категориями  «хорошо-плохо»). Начинается социализация личности, пока еще очень ограниченная рамками семьи или детского учреждения. Это состояние воли называется «внешней несвободой». Это «нельзя» будет очень долго, а часто и всю жизнь сопровождать человека, как те законы или та необходимость, которой его среда извне заставляет подчиниться. Подчинение человека этому «нельзя» - не пассивно, а активно, даже активно-агрессивное. Здесь проявляется и дальше все время будет действовать основной закон воли – ее стремление к самоопределению или свободе. И уже на этом этапе  стремление «скинуть» несвободу приводит к обратной реакции среды, приносящей обиды, разочарования, огорчения, или к раздвоению. Это раздвоение  проявляется, когда человек «врет».

3 этап – экзистенциальный. Человек растет и включается в различные коллективы – учебные, затем трудовые. Это включение выводит его на следующий этап развития. Этот этап – этап освоение этической системы Среда постепенно развертывает перед человеком систему своих моральных ценностей, и этот результат многовекового развития культуры пассивно отпечатывается в сознании человека через категории   «добро - зло». Для еще диалектически не развитого ума любая этическая система, созданная веками развития общества, выглядит логичной, непротиворечивой и дающей ответы на те многочисленные «почему», которые и формируют постепенно самосознание человека. Параллельно с этим процессом и на первый взгляд независимо от него «открываются», «проступают» инстинкты: по мере становления самостоятельности отчуждаются от его «я» мать и другие родные – любовь к родным отделяется от любви к себе и делается ее отрицанием; возникают простейшие коллективы «друзей» - возникает и развивается любовь к друзьям (или дружба) в т.ч. к представителям другого пола.

Включение в коллективы требует от человека уже более масштабной социализации, все более ограничивая его свободу. Закон стремления воли к свободе объясняет и стремление человека выйти из-под власти внешней несвободы в той части его деятельности, которая ею ограничена. Этот протест для человека с преобладающим инстинктом собственно самосохранения («эгоиста»)может вылиться в драматические события, тяжело переживаемые. Окружающие люди отталкивают человека-эгоиста, ищущего в то же время в этой окружающей среде взаимопонимание и любовь. Это отталкивание подвигает человека к переходу на следующий этап развития – рефлексивный. Человек, стремясь снять внешнюю несвободу и противоречия с окружающим миром, переживая эти конфликты, начинает осознавать себя как несовершенное существо. Начинается этап самопознания и самосовершенствования. Возможно и другое продолжение – именно такое, которое предлагает западная цивилизация: раздвоиться Оно помогает сохранить свою свободу воли, когда «нет свидетелей» и научиться исполнять роли, когда человек взаимодействует с другими людьми. Больше того: именно на инстинкте собственно самосохранения (эгоизме) основана недекларируемая идеология капитализма и в рамках этой идеологии свобода этого первого инстинкта самосохранения поддерживается как основа успеха, хотя и под «прикрытием» ролевого поведения, диктуемого нравственными постулатами в частности, христианства. Если человек хорошо это делает, то это  означает его успешную «социализацию». Она поддерживается принятой в обществе  экономической системой, которая формирует неявную этическую, смешивающую добро и зло с богатством-бедностью, или властью-подчинением, или силой-слабостью, не придает значения различению лжи и истины, предпочитая этому «социализацию»

 Именно третий этап типичен для  деятельной личности в современной  западной цивилизации.

4 этап – рефлексивный. Этот этап – длинный путь рефлексии, диалектический путь становления духовно развитой личности, формирование своего мировоззрения, в первую очередь – своей этической системы. Это путь отрицания впечатанных ранее в сознание этических ценностей, затем утверждения и т.д. В итоге спираль отрицаний закручивается в некоторое синтезированное, относительно стабильное мировоззрение. Эта стабильность определяется мерой осознания законов жизни человеческого общества и человека. Чем в большей мере осознанные законы жизни человеческого общества соответствуют тем законам, которые приняты в коллективах, в которых он живет и официально приняты как основа государства, тем больше освобождается человек от их внешнего давления, переводя их в свою собственную программу жизни. В идеальном случае соответствия для человека полностью снимается «внешняя несвобода», навязываемая ему программа поведения теперь для него не существует, т.к. его собственная программа поведения ее целиком заменяет. Именно снятие этой внешней несвободы в результате «осознания необходимости», во многих философских системах, в т.ч. у Гегеля называется  свободой воли.

Осознание общественных законов, во всяком случае, до уровня, заложенного в данном коллективе или в государственном устройстве, стимулируется стремлением человека сбросить эту внешнюю несвободу и потому достигается многими членами общества. Однако, нет идеально устроенных коллективов, в т.ч. и государства, или, во всяком случае, они очень редки. К ним приближается христианская или иная религиозная община, но «мирская» жизнь проходит в иных коллективах.

Законы (писаные и неписаные) этих коллективов вплоть до государства подчас предписывают человеку поведение, противоречащее его нравственности, сформированной им этической системе. В этих случаях поведение человека 4 уровня отличается от поведения на 3 уровне, когда он подчиняется требованиям общества. Теперь он им не подчиняется, проявляя тем самым свою внешнюю свободу, но подчиняется достигнутому внутри себя этическому закону. Это неподчинение может перейти в конфликт человека с обществом вплоть до смерти. Можно видеть, как ценой смерти одной личности (Иисуса Христа) делается возможным изменение законов и в целом духовной жизни общества и его нравственное и духовное продвижение вперед.

  Постепенное снятие внешней несвободы на этом уровне оборачивается для человека состоянием, которое я называю «внутренней несвободой». Внутренняя несвобода в данном случае означает, что между волей и ее осуществлением человек сам ставит для себя препятствие или, точнее «цензора» в соответствии со своей этической системой. В человеке теперь идет постоянная борьба с самим собой, это вечное противоречие «ума и сердца» иногда настолько сильное, что если из него не будет найден выход в следующий 5 этап, то может быть найден выход лишь в самоотрицание, т.е. самоубийство.

5 этап – духовный.  Этот этап развития – продолжение самопознания, но не просто своей природы, а познание своего движения, т.е. рефлексия пройденных этапов при этом совершенно новой «меркой», новым орудием познания. Такая рефлексия стимулируется обострением внутренних противоречий, возникших на 4 этапе и стремлением снять внутреннюю несвободу, созданную разумом.

Теперь орудие познания человека самого себя – категория «естественно (истинно) – неестественно (ложно)». Эти категории являются отрицанием этических категорий «добро - зло», на которых строилась на предыдущих этапах этическая система человека и тем самым и ее отрицанием вот почему: орудие «хорошо - плохо», «добро - зло» неизбежно приводит к внутренней несвободе и к таким ее проявлениям, которые отрицают не полно проявленную инстинктивную природу, являются ложью по отношению к ней.

Теперь осознается, что разумный и внутренне несвободный человек вынужден был часто (или иногда – в зависимости от степени раскрытия инстинкта) лгать, общаясь с внешнем миром, «играть роль», отрицая свою природу, т.е. свои «нижние» инстинкты, прежде всего, собственно самосохранения. Но эта ложь, эта роль отличны от тех, что были на 3-ем уровне. Теперь эта ложь и роль перед самим собой, не перед обществом. Однако воля стремится сбросить  и эту роль, а человек стремится быть «самим собой».

На 5 этапе основной этической ценностью разум признает «истинное» как «естественное», таким образом, он сам снимает как неизбежный источник лжи свое насилие над инстинктивной природой человека. Теперь, когда «узда» оказалась снятой, сникли и сами «неразумные» желания, которые, собственно, этой уздой и стимулировались, как и те проявляемые в общении потребности инстинкта самосохранения, которые разум сковал. Эта ситуация хорошо всем знакома по пословице «запретный плод сладок», или, как сказал поэт, «свобода вовсе не нужна мне, но важно знать, что я свободен» и объясняется все тем же законом стремления воли к свободе. Кроме того, все это время «господства» разума идет работа по определению самими инстинктами своей меры. Момент наступления 5 этапа определяется открытием полного инстинкта самосохранения, нахождением меры каждого его вида: именно теперь отпадает необходимость в их контроле и управлении разумом, и теперь они могут свободно проявляться. Теперь «проявились» все разновидности инстинкта самосохранения и кончилась вечная борьба «ума и сердца». Теперь человек достигает внутренней гармонии: каждый раз включается или преобладает тот из инстинктов, которому что-то угрожает; любовь к ребенку толкает на самопожертвование ради него; любовь к Родине, если ей что-то угрожает, толкает на поведение, называемое «подвиг» или «героизм». Только здесь, на 5этапе, природное «Я» открывает себя в полной гармонии всех видов инстинкта самосохранения и «на» берет приоритет над «дай». На духовном этапе человек превращается в   «родовое существо, которое относится к роду как к своей собственной сущности или к самому себе как к родовому существу» (Маркс). Если на втором этапе человек (ребенок) стремился сесть в транспорте, на третьем этапе человек, подчиняясь требованию общества, уступал место в транспорте старушке, а на четвертом – уступал, подчиняясь требованию разума и совести, то теперь он уступает, исполняя собственное желание уступить из жалости, сострадания к старушке. Разум находит (хотя он может найти его и раньше), наконец, закон жизни человека и человеческого общества. Этот закон разные философы формулировали по – разному: не делай другому того, чего не пожелаешь себе, или человек для другого человека всегда – цель, и никогда не средство, или цель не оправдывает средства и т.д. – но суть одна. В христианстве этот закон – любовь и главная заповедь - «возлюби ближнего своего».  Но 5 этап тем и отличен от предыдущих, что только здесь нравственные требования разума и раскрытый закон природы совпадают с собственной проявленной природой человека, с раскрытым человеческим потенциалом, что и порождает эту любовь, это уважение, эту терпимость

6 этап -  духовное зрение. На 5-ом этапе еще мучают человека обиды (хотя уже не стремление отплатить тем же и, тем более, не месть), особенно на самых близких людей. Еще не всегда человек понимает других, не всегда может переместиться на позицию другого. Поэтому продолжающаяся рефлексия, переживания своих обид и несправедливости переводит его на следующий, 6 этап. На этом этапе действует новый нравственный закон, являющийся диалектическим завершением пройденного витка спирали; главной нравственной ценностью признается «истинное добро». Что это означает? Ведь добро было и раньше нравственным критерием. Но от первоначального, субъективного добра до истинного добра – очень длинный путь. На этом пути человека ждут разочарования и обиды, но только пройдя через них, человек выходит из замкнутого пространства эгоцентризма в открытое – полицентризма, научается творить истинное добро, научается понимать другого человека.


 

                                                                                                          Приложение2.

Уровни развития

1

2

3

4

5

6

биологический

коммуникативный

экзистенциальный

рефлексивный

духовный

духовное зрение

Тип  мышления

Неразвитое    

Развивающееся

Нерефлексивное

Подпись: 42

Рефлексивное

Этические категории

нет

Хорошо – плохо

Добро – зло

Истина – ложь

Истинное добро

Воля

Свободная неосознанная

Несвободная

Свободная

осознанная

Внешне

Внутренне

Инстинкт

Собственно

само-сохранения

Собственно

+

Сохранения

+

Сохранения

Полный инстинкт самосохранения

самосохранения

рода

коллектива

 

Hosted by uCoz