СЕКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОРАЗОВАНИЯ.
ПРОТОКОЛЫ.
ПРОТОКОЛ № 01/005/ЕНО
заседания секции ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОИП.
18 января 2005 года. Гор. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, Е.В. д.ч. МОИП В.Ф. Взятышев, д.ч. МОИП Б.Н.Голубов, А.П. Грязев, д.ч. МОИП В.К. Капышев, д.ч. МОИП В. В. Корбут, Л.Н. Ксенофонтов, д.ч. МОИП Б.Д. Лазебник, В.В. Лещенко, Б.С. Мельников, д.ч. МОИП С.А. Паршенков, В.В. Сизов, М.А. Степанчикова, д.ч. МОИП Т.А. Шумова, д.ч. МОИП К.М. Эфрон.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: д.т.н. В.Ф. Взятышев.
СЕКРЕТАРЬ: к.б.н. С.В. Багоцкий.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Дискуссия «Проблемы
изобретательства в России».
Председательствующий открыл заседание и отметил
важность обсуждаемой темы..Затем он предоставил слово
профессору МЭИ, д.т.н. Б.С. Мельникову.
Б.С. Мельников: Я преподаю спецкурс по изобретательству студентам Московского энергетического института (МЭИ) и вовлекаю студентов в изобретательскую работу.
Первые алгоритмы изобретательства предлагал в свое время М.В. Ломоносов. В 20 веке большой вклад в методологию изобретательства внесли Г.С. Альтшулер, А.И. Половинкин и другие авторы.Содавались разные школы изобретательства. В советское время изобретательство находилось под покровительством профсоюзов.
Алгоритмы изобретательства ориентированы на изобретателя, имеющего большой жизненный и производственный опыт. Для студентов методология ТРИЗа непригодна.
Должен быть специалищированный алгоритм изобретательской деятельности, расчитанный на студентов. Его можно назвать «академическим изобретательством».
Для чего студент должен изобретать и должен ли он изобретать вообще. У нас очень плохо с квалифиепционными работами (дипломными работами, кандидатским и докторскими диссертациями). Нужно сконцентрироваться и внедрить методологию изобретательства в квалификационные работы. Нужно обобщать методологию изобретательства и поиска новаторских решений.
В Московском Энергетическом институте внедрен курс изобретательства, расчитанный на 34 часа. Нам предложен «метод экспресс-изобретательства» (сокращенно – «МЭИ»).
У нас изобретатльская работа начинается с поиска информации, чем мы отличаемся от идеологии Г.С. Альтшулера, у которого работа начинается с анализа прототипа. Студенты ищут (в основном, в Интернете) патенты, соответствующие профилю их работы. По патентам можно быстро восстановить историю предмета.
Г.С. Альтшулер ищет физические и технические противоречия, а мы – социально-технические противоречия.
Студент должен попытаться воспроизвести логику мысли изобретателя и, тем самым, начать осваивать изобретательский стиль мышления.
Мы учим методологии функционального анализа. При этом анализируются функции системы в целом и ее отдельных подсистем разного уровня.
Мы используем метод 10 эвристик Повилейко.
Появление противоречий в процессе работы можно прогнозировать.
Таким образом, есть некоторый метод, который не претендует на всеобщность, но который годится для высшей школы.
Экспертиза студентам не верит. Выход – моделирование на компьютере.
Каждый год проводится студенческая научная конференця по изобретательству. Наши материалы вывешиваются на сайте http://www.ftemk.ac.mpei.ru
Вопросы:
Б.Н. Голубов: Изменилась ли система патентования с советских времен и если да, то как?
Б.С. Мельников: В советское время изобретателям выдавали Авторские свидетельства. С 1992 года им, как и во всем мире, выдают патенты. Но я не видел ни одного человека, который бы продал свой патент.
Раньше изобретатель получал вознаграждение за авторское свидетельство, а теперь платит патентную пошлину. Мало кто из изобретателей обогащается и многие из них просто аннулируют свои патенты.
Раньше государство брало на себя определенные обязательства по внедрению.
Теоретически сейчас можно обогатиться, найдя способ внедрить патент и получить за это деньги. Единичные изобретатели обогащаются, но большинство нищает.
С.В. Багоцкий: Существуют ли изобретательские способности?
Б.С. Мельников: Да. Они обратно пропорциональны успехам в учебе. Отличники изобретают плохо.
В.В. Лещенко: Как изменилось число заявок в советскую эпоху?
Б.С. Мельников: В советское время в МЭИ подавалось 400 заявок в год, сейчас около 50. Отношение числа заявок к числу полученных патентов или Авторских свидетельств мало изменилось.
А.П. Грязев: Я бы хотел выразить благодарность Борису Сергеевичу за интересный доклад и его его большую работу в МЭИ.
В советское время мы вели аналогичную работу в Серпуховском училище ракетной техники. Это продолжалось в течении 5 лет.
Речь шла не столько о том, чтобы научить ребят изобретать, сколько о том. чтобы научить их по иному смотреть на мир.
В США квалифицированный патентный эксперт оплачивается из расчета несколько сотен долларов за час.
В системе ВОИР были общественные Институты патентоведения. Теперь же патентоведение перестали преподавать в ВУЗах. Из РАН патентоведы разбежались.
Ленинское законодательство о изобретательстве предполагает, что изобретение по определению прнадлежить государству, а изобретатель получает Авторское свидетельство и вознаграждение. Если изобретение удается внедрить, то автор мог получить большое вознаграждение. Однако в советское время изобретательство было искусственно раздуто. Миф о том, что японцы хотели купить отвергнутые советские заявки – это только миф.
Авторские свидетельства добывались потом и кровью в борьбе с экспертизой. Сейчас можно подавать все, что угодно: борьба идет за заказчиков, которые могут платить за внедрение. Сейчас в России ежегодно выдается 24 тыс. патентов. Но непонятно, кому их продавать.
В США ситуация с охраной прав иная. С момента подачи заявки в патентное ведомство Ваш приоритет сохраняется, даже если Вы раскроете Ваше изобретение.
Изобретать могут 5% населения, с использованием современных методик - 8%. Все остальные – кописты.
Школа изобретательства чрезвычайно важна в образовательской среде.
Мы должны целенаправлено готовить изобретателей.
Патент нужен или для того, чтобы продать изобретение, или для того, чтобы не дать его использовать. В ряде случаях подаются заведомо бессмысленные заявки для того, чтобы увеличить число публикаций.
Вопросы:
В.В. Лещенко: Сколько выдавалось Авторских свидетельств в советское время и сколько патентов выдается сейчас?
А.П. Грязев: В советское время выдавалось 120 тыс. Авторских свидетельств в год, сейчас – 24 тыс.
Б.Н. Голубов: Почему при наличии передовых природоохранных технологий они не внедряются?
А.П. Грязев: Главная проблема: отношение между автором и инвесторами. Для того, чтобы довести технологию до уровня внедрения, нужны большие деньги. Соотношение расходов обычно следующее:
На изобретение 1 руб.
На доведение 10 руб.
На внедрение 100 руб.
У нас нет венчурного капитала. У нас нет инструмента контроля за пиратским внедрением. Дешевле покупать людей, сманивая их в соответствующие фирмы, чем покупать патенты.
Существующее в нашей стране пренебрежительное отношение к охране интеллектуальной собственности нельзя одобрить. У Попова не было патента, а у Маркони – был.
Главное понять – нужен Вам патент или не нужен.
Наша основная проблема – полное патентное невежество.
К.М. Эфрон: Можно ли создать хороший патентный отдел в РАН?
А.П. Грязев: Пока да.
В.Ф. Взятышев: То, что мы обсуждаем – маленький камушек на верхушке айсберга.
Наше образование очень хорошо учило решать уравнения, но очень плохо – жизненные задачи. В мире есть два независимых понятия: научное образование и технологическое образование. Мы их даже не различаем.
В 1964 году англичане повернули нацию в сторону технологического образования и технологического творчества. 80% англичан предпочитают заниматься технологией, а не наукой.
Английский теоретик образования Дж. Питт с удивлением спрашивал, почему самый хороший проект русского третьекурсника в подметки не годится проекту английского шестиклассника.
У нас наука занимала специфическое положение. Собственные научные разработки не внедрялись – мы покупали иностранные заводы «под ключ».
Технологии бывают аграрные, сырьевые, инновационные. Наша промышленность потеряла инновационный характер. У нас нет государственной технологической политики.
Главное – это внедрение, а все остальное внедрение обслуживает. Инновационное воспитание должно идти с первого класса школы.
Профессора ВУЗов живут в определенных искусственных условиях, далеких от практики.
Для наших инженеров не существует многокритериальности.
М.А. Степанчикова: Федеральный центр технического творчества учащихся, где я работаю, является организатором Всероссийских очных конкурсов юных изобретателей. В сравнении с советским периодом число участников этого конкурса упало (в советское время каждый год около 400 чел., сейчас – около 50 чел.). Но работа изобретательских школ сохранилась в Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Красноярске, Ленинградской обл. и в ряде других мест. О деятельности педагогов, работающих с юными изобретателями, рассказывает журнал «»Дети. Техника. Творчество.».
Наш Центр занимается внедрением элементов Теории Решения Изобретательскх Задач (ТРИЗа) в образовательный процесс. Мы тесно сотрудничаем с Международной Ассоциацией ТРИЗ, где я являюсь советником президента. География ТРИЗа расширяется. Многие специалисты-тризовцы сегодня работают за границей, главным образом в США. Обучение ТРИЗу персонала южнокорейской фирмы «Самсунг» дало ошеломляющий эффект. Южная корея рассматривает вопрос об изучении ТРИЗа в школах. Велик интерес к ТРИЗу и в Китае.
С.В. Багоцкий: Интересуются ли Вашими конкурсами технические ВУЗы?
М.А. Степанчикова: Интереса, как такового, нет. В 2001 году Тульский Политехнический Институт (ныне - Тульский Государственный Унверситет) предложил победителям поступить к ним без экзаменов на соответствующие специальности.
В.Ф. Взятышев: В Юго-Восточную Азию ТРИЗ пришел из России?
М.А. Степанчикова: Да.
В.Ф. Взятышев: Ни один технический ВУЗ в России не имел курса ТРИЗа.
Б.Н. Голубов: Сегодня у нас очень интересное обсуждение. Но все-таки проблему нужно ставить более «системно». Почему не внедряют хорошие технологии в советское время и сейчас. Проблемы изобретательства не только в защите Левши. Дело глубже. Почему в советское время внедрение иногда проходило. В советские времена по старым расценкам можно было работать полгода, но остальные работники оставалсь обычно на бобах.
Есть две категории изобретателей: 1) те, кто умеет изобретать, но не умеют оформлять заявки и 2) те, кто умеют оформлять заявки, но не умеют изобретать.
Я все-таки думаю, что наш отказной фонд для японцев очень интересен.
В чем беда советских изобретателей? Чтобы внедрить какое-то изобретение, нужно менять всю технологическую цепь. А на новых заводах отвергнутые изобретения внедрялись.
Рыночная экономика – серьезный тормоз изобретательства. Над изобретателем возвышается мощная надстройка в виде юристов и собственников.
С.В. Багоцкий: Я бы хотел продолжить разговор о связи изобретательства и образования. Существующие методики изобретательства, подобные ТРИЗу, основываются на анализе технических противоречий и поиске возможных способов их разрешения. Это – наилучший способ изучения как технических, так и биологических дисциплин. Ботаника и зоология по-существу представляют собой анализ противоречий в конструкции животных и растений. Только при таком подходе можно понять изучаемый материал. К сожалению, ни в школе, ни в ВУЗе эти возможности не используются.
Марина Анатольевна Степанчикова ведет очень большую и важную работу. Но, к сожалению, приходится признать, что технические ВУЗы эта работа всерьез не интересует. Приемные комиссии инденерных ВУЗов интересует все что угодно, кроме технических способностей будущих студентов. По-видимому, это связано с отсутствием обратной связи между ВУЗами и организациями, где работают их выпускники. Система «детский сад – школа – ВУЗ – производство» представляют собой конвейер, в которой каждое последующее звено должно влиять на предыдущее. Сейчас этого нет.
В.В. Корбут: Очень приятно, что интерес к жизни и творчеству у детей не пропал.
Состояние изобретательства зависит от состояния нашей промышленности. В Советское время официальной доктриной была забота о человеке, а не о прибыли, что было сильной стороной советского общества.
В.Ф. Взятышев: Дело не в теме обсуждения, дело в людях, которые здесь сегодня собрались.
В.В. Сизов: В 1970 году в Москве создали конструкторский студенческий отряд.
К.М. Эфрон: Более интересного заседаня у нас давно не было. Я не вполне согласен с В.Ф. Взятышевым – фундаментальная наука тоже очень важна. Без нее не будет и современных технологий. Тезнологическая ориентация образования необходима, но поворот к ней должен быть хорошо продуман.
А.П. Грязев: Правительство Москвы 2 ноября 2004 года приняло программу развития малого предпринимательства в инновационной сфере. На это отпущено 2 млрд. рублей. Хорошо бы получить некоторую часть этих денег.
Председательствующий объявляет заседание закрытым.
Председатель секции Естествен-
нонаучного образования МОИП В.Ф. Взятышев
Ученый секретарь секции С.В. Багоцкий