СЕКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОРАЗОВАНИЯ.
ПРОТОКОЛЫ.

ПРОТОКОЛ № 01/004/ЕНО

заседания секции ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОИП.

 

22 января 2004 года.                                                                                                Гор. Москва

 

ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, д.ч. МОИП А.В. Беляева, Г.И. Гутина, чл-кор. МОИП О.В. Дмитриева,  д.ч. МОИП В.В.Корбут, д.ч. МОИП И.Н. Ткаченко, д.ч. МОИП В.Е. Хазанов, д.ч. МОИП К.М. Эфрон.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: К.М. Эфрон.

СЕКРЕТАРЬ: С.В. Багоцкий.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Доклад к.э.н. В.Е. Хазанова «Социально-психологический портрет современного студента».

 

Председательствующий представляет слово В.Е. Хазанову.

В.Е. Хазанов: Настоящее исследование выросло из работы по оказанию психологической помощи преподавателям и студентам Государственной академии нефти и газа. Студенты и преподаватели – одна из наиболее невротизированных групп населения страны.

202 студента двух ВУЗов: Государственной академии нефти и газа и негосударственного гуманитарного института по собственному эеланию прошли тестирование по адаптированному к российским условиям многофакторному личностному опроснику MMPI. Адаптация опросника была выполнена Л.Н. Собчик, создавшей на его основе тест СМИЛ в трех вариантах: для мужчин, женщин и подростков.

В тесте 566 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет». На ответы отводится полтора часа. Из ответов на СМИЛ психолог получает многомерный портрет человека.

Некоторые фирмы при приеме на работу заставляют нанимающихся проходить тест СМИЛ. Это – нарушение гражданских прав.

Тест прошли 202 студента двух ВУЗов. 98 из них – москвичи. Среди них и дневники и вечерники. В основном – дети технической и гуманитарной интеллигенции, менеджеров. 32 – из рабочих семей. Около 70% так или иначе работают. Мужчин 55 человек, женщин – 147.

Мужчины более зажаты и закомплексованы.

Аналогичные исследования проводил М.Е. Литвак в Ростовской обл. и И.А. Гундаров.

Шкалы: Кто я? Другие люди и я? Что ждет меня?

Какой процесс опрошенных можно считать психически здоровыми. Это зависит от критериев нормы. Врач-психиатр считает невротиков больными, для психологов-неврачей они здоровые люди. Невротики понимают, что они делают. Невротиков нельзя путать с психопатами. У психопатов бывают провалы в памяти.

Только 11 студентов могут рассматриваться, как психопаты (истероидные, шизоидные, истероидные, сексуальная нимфомания). Около полоывины опрошенных студентов (98) невротики. Есть разные неврозы. У 20 студентов 2 или 3 невроза.

Понятие психолог-консультант чисто европейское. В США только психиатры.

147 студентов жалуются на фзическое здоровье.

80% опрошенных студентов – малопьющие. Среди алкоголь-потребляющих студентов все студенты с психопатией и с тремя неврозами.

90% опрошенных имеют сексуальный опыт, в браке состоят лишь 9%. Из 138 опрошенных, признавших себя верующими, лишь двое не вступают в сексуальные отношения. Среди опрошенных – 4 садомазохиста, 3 нимфоманки и 4 бисексуала. 200 из 202 студентов положительно относятся к демонстрации сексуальных сцен по телевизору. Против – 1 психопат и 1 девушка из мусульманской семьи. Среди юношей только 1 сексуально неудовлетворен, а среди девушек – больше половины. По мнению И.А. Гундарова это следствие духовного неблагополучия.

Только 1 из 55 мальчиков согласился с тем, что женщина должна пользоваться такой же сексуальной свободой, как и мужчина. Девушки считают. что их  партнеры по уровню зрелости отстают от них на 8-10 лет.  Налицо опасное различие в воспитании мальчиков и девочек.

200 студентов считают, что молодежь нужно знакомить с сексуальной жизнью.

Отношения студентов и родителей неблагополучны. Родители действуют методами запретов и запугиваний. Одной трети девушек и половине юношей свойствена инфантильность. Выросшие дети должны жить отдельно.

Студенты смотрят на жизнь умеренно опетимистично. Уверенности в жизненных планах нет.

Большинство студентов умеренно религиозно и аполитично.

Распространена нерешительность, тревожность, недоверие к другим людям.

Только 84 человека сказали, что они не любят драматических спектаклей, столько же не читают художественную литературу. Девушки любят читать о любви, но 80% не любят поэзию. В школе к ней отбили любовь.

30 девушек любят поэзию и сами пишут стихи. Иногда очень хорошие.

95 человек не считают выполнение законов обязательным. К нормам морали уважение выше.

12 человек (неврастеники) заявили, что они серьезно нарушали нравственные нормы.

Выводы:

Современным студентам свойственны: повышенная невротичность, повышенный уровень психосоматических явлений, сексуальные проблемы, неблагополучие в отношениях с родителями, отсутствие твердых убеждений, инфантильность.

 

Вопросы:

 

С.В. Багоцкий: Ваша работа выполнялась по собственной инициативе, или по заданию руководства ВУЗа.

В.Е. Хазанов: По собственной инициативе.

С.В. Багоцкий: Какие рекомендации для руководства ВУЗа следуют из Вашей работы?

В.Е. Хазанов: Нужно, чтобы в технических ВУЗах были гуманитарные предметы, нужно развивать психологическую помощь.

На психологическое отделение студентов нужно принимать не только по экзаменам. Из 11 студентов психологического отделения было 10 сангвинников. Из сангвиников психологи получаются плохие. Нужно психологическое тестирование.

С.В. Багоцкий: Я знаю хорошего психолога-сангвиника. Это В.Е. Хазанов.

В.Е. Хазанов: Я не сангвиник, наполовину холерик, наполовину меланхолик.

И.Н. Ткаченко: Были ли сред опрошенных наркоманы?

В.Е. Хазанов: Нет.

И.Н. Ткаченко: Способствует ли половая свобода удовлетворенности?

В.Н. Хазанов: Речь не об этом. Речь о двойных стандартах морали для мужчин и женщин.

О.В. Дмитриева: Насколько соотношение мужчин и женщин среди опрошенных отражает отношение мужчин и женщин в ВУЗе?

В.Е. Хазанов: В ВУЗе юношей и девушек приблизительно поровну.

О.В. Дмитриева: Проводились ли подобные обследования в прошлые годы?

В.Е. Хазанов: Проводились социологические обследования.

И.Н. Ткаченко: Каков конкурс и требования на вступительных экзаменах?

В.Е. Хазанов: Очень сильно зависит от факультета. На большинстве факультетов конкурс очень высок. Особенно на факультете Экономики и Управления.

А.В. Беляева: Сколько процентов студентов хотят тестироваться?

В.Е. Хазанов: Около половины.

А.В. Беляева: Доводится ли результат тестирования до сведения преподавателей?

В.Е. Хазанов: Иногда да.

Г.И. Гутина: Какие еще есть тесты?

В.Е. Хазанов: Неплохой тест Кэтейпа. Он показывает садистские отклонения. Такой тест должны проходить люди, связанные с властью.

В.В. Корбут: Ваши субьективные впечатления о студентах?

В.Е. Хазанов: Студенты разные.

А.В. Беляева: Какие темпераменты у опрошенных?

В.Е. Хазанов: Разные.

А.В. Беляева: Пытались ли Вы создать программу профилактической работы среди студентов?

В.Е. Хазанов: Да. Я заканчиваю книгу, где пытаюсь выявить и сформулировать проблемы. Книга называется «Основы социального оптимизма».

К.М. Эфрон: Как Вы квалифицируете людей?

В.Е. Хазанов: Мы, к счастью, сложнее. Чем наши построения.

В.В. Корбут: Как долго Вы работаете со студентами перед тестированием?

В.Е. Хазанов: Не долго.

В.В. Корбут: Насколько репрезентативна выборка?

В.Е. Хазанов: Более или менее.

С.В. Багоцкий: А если бы вместо Владимира Евгеньевича лекции по психологии читала красивая женщина, соотношение юношей и девушек среди тестируемых осталось бы прежним?

В.Е. Хазанов: Доля юношей резко бы возросла. Люди предпочитают принимать психологическую помощь от лиц противоположного пола.

С.В. Багоцкий: Можно ли сравнить результаты Ваших исследований с аналогичными исследованиями, проводившимися за рубежом?

В.Е. Хазанов: Среди американцев больше больных и больше самоуверенных. Европейцы более похожи на нас.

 

Выступления:

 

И.Н. Ткаченко: Что значит «Невроз – это не болезнь?» СМИЛ весьма сомнительно адаптирован. Тест Кэпейла довольно поверхностен.

Отношение к поэзии – весьма важный показатель, но для студента технического ВУЗа отсутствие интереса к поэзии естественно.

Идея о самостоятельной жизни молодежи сомнительна.

О.В. Дмитриева: Было бы очень интересно проследить динамику. Неуважение к закону естественно в России. Похоже, что любовь к искусству в России ослабла и дело не только в школьной программе.

Мы живем в сложное время.    

С.В. Багоцкий: Работники ВУЗов обязательно должны познакомиться с результатами этой работы. Не секрет, что преподаватели ВУЗов плохо знают студентов. Можно порекомендовать Владимиру Евгеньевичу выступить на семинар В.Ф. Взятышева в МЭИ.

К учебному процессу и приему студентов в ВУЗы должны привлекаться не только ВУЗовские преподаватели, но и работники организаций, где будут работать специалисты, которых выпускает ВУЗ.

В.В. Корбут: Эта работа очень полезна. При тестировании нужно соблюдать осторожность. Воспитание должно быть построено на знании человека и его особенностей. Существует мягкая форма обучения.

К.М. Эфрон: У людей с высоким уровнем культуры истерических последействий после войны почти не было.

Мы оцениваем влияние современного общества на студентов.

Нужна хорошая классификация. Классификация Кречмера помогала мне в свое время быстро разобраться с любым посетителем.

Использование такой методики требует высокой грамотности.

 

В.Е. Хазанов благодарит присутствующих за полезное обсуждение.

 

Председательствующий объявляет заседание закрытым.

 

Председатель секции Естествен-

нонаучного образования МОИП                                       В.Ф. Взятышев        

 

Ученый секретарь секции                                                 С.В. Багоцкий

 

 

Hosted by uCoz