СЕКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОРАЗОВАНИЯ.
ПРОТОКОЛЫ.
ПРОТОКОЛ № 07/003/ЕНО
заседания секции ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОИП.
26 марта 2003 года. Гор. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.В. Багоцкий,
д.ч. МОИП А.Г.Ганжа, д.ч. МОИП
Б.Н.Голубов, чл-кор
МОИП О.В. Дмитриева, д.ч. МОИП И.К. Лисеев,
д.ч. МОИП П.Г. Мельник, В.С. Симкин, д.ч. МОИП К.М. Эфрон.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: К.М. Эфрон.
СЕКРЕТАРЬ: С.В.Багоцкий.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Доклад д.ф.н. И.К. Лисеева «Новая концепция кандидатского экзамена по философии».
Председательствующий представляет слово И.К. Лисееву.
И.К.Лисеев: В СССР был обязательный экзамен по философии. Он проводился трижды: 1) выпускной в ВУЗе; 2) вступительный в аспирантуре; 3) кандидатский экзамен по философии. 4 года назад математик академик Гончар сказал: «Доколе мы будем терпеть это безобразие?!» и внес предложение отменить экзамен по философии для будущих кандидатов наук. Ретивые помошники сразу предложили подумать об отмене преподавания философии в ВУЗах. Директор Ин-та философии РАН акад. Степин активно возражал против этой идеи. Но Пленум ВАКа отменил кандидатский экзамен по философии.
После этого началась волна протеста со стороны ученых и широких слоев российской интеллигенции. Ректора МГУ и МВТУ выступили против. Была создана комиссия под председательством вице-президента РАН акад. В.Н. Кудрявцева для рассмотрения этого вопроса.
В результате работы Комиссии было найдено «соломоново решение»: экзамен для аспирантов должен остаться, но это будет не экзамен по философии, а экзамен по философии и истории науки, в которой работает соискатель. Это решение было принято ВАКом и утверждено правительством.
Занимаясь философией со студентами Биофака МГУ, я предлагал им на выбор: или философские проблемы биологии, или историю философии. Студенты всегда высказывались за историю философии.
Но сейчас у нас уже нет права выбора. Мы должны адаптироваться к ситуации, созданной названным решением ВАКа. На базе Института философии РАН была создана исследовательская группа из специалистов ИФ РАН, МГУ, СПГУ и других научных учреждений, разработавшая новые программы по философии и истории науки. Главная проблема сейчас – кто будет читать эти курсы и принимать экзамены.
В экзаменационном билете должно быть 3 вопроса: 1) общий вопрос по философии науки; 2) вопрос по философии конкретной науки; 3) вопрос по истории науки.
Для этого нужно написать новые учебники и подготовить преподавателей.
Вчера на Президиуме Философского общества мы пришли к выводу, что ситуация с преподаванием философии в стране катастрофическая. Прилавки наводнены огромным количеством сомнительных учебников по философии. Нет единых общегосударственных стандартов. Нужна единая система преподавания, которая задавала бы общие контуры современной философской проблематики. По сути дела предстоит создать новую научную дисциплину: историю и философию конкретных наук. Это – очень большая и сложная задача, но ее нужно решать.
Вопросы:
О.В. Дмитриева: Что сейчас сдают?
И.К. Лисеев: Кто во что горазд. В МГУ на Биофаке очень высокий уровень. В РАН – тоже.
Б.Н.Голубов: Что Вы предлагаете? Пытались ли Вы искать союзников за пределами философских кругов? Почему Вы решили выступить в МОИПе.
И.К.Лисеев: Меня пригласило выступить руководство секции МОИПа. Мы пытаемся искать союзников во всех сферах.
Б.Н.Голубов: Не связана ли отмена преподавания философии с давлением религиозных кругов?
И.К. Лисеев: Вчера на Президиуме философского общества говорилось о том, что нужно организовать широкую дискуссию о содержании философского образования. И говорилось о конкуренции религии. Курс теологии уже введен в светских ВУЗах.
А.Г. Ганжа: Как Вы струдничаете с ИИЕиТом?
И.К. Лисеев: Мы делаем программы по философии науки и истории гуманитарных наук, ИИЕиТ – по истории естественных наук.
С.В. Багоцкий: Существуют ли возрастные ограничения на восприятие философских знаний?
И.К. Лисеев: Это сугубо индивидуально.
К.М. Эфрон: Может ли быть экзамен по философии без государственного мировоззрения?
И.К. Лисеев: Трудно сказать.
К..М. Эфрон: Нужен ли какой-то элемент веры в философии?
Б.Н. Голубов: Не надо путать веру и убеждения.
В.С. Симкин: Я Вас безусловно поддерживаю. Я не считаю философию наукой. Какой учебник философии сегодня наиболее приличный.
И.К. Лисеев: Самый лучший учебник философии назвать нельзя. Я читал лекции во Вьетнаме, и там меня спросили, какая категория самая главная. Это – вопрос из той же серии.
В.С. Симкин: Есь ли сейчас учебник по методологии науки?
И.К. Лисеев: Есть и немало.
В.С. Симкин: Есть ли обучающие программы? Разрабатываете ли Вы их?
И.К. Лисеев: Это не наша задача, но мы ставим вопросы о необходимости их разработки.
В.С. Симкин: Не хотите ли Вы выступить на круглом столе по науке в Комитете по обороне Государственной думы?
И.К. Лисеев: Спасибо за приглашение.
Прения:
Б.Н. Голубов: Я любил диамат и ненавидел истмат. Я вижу новый цикл лысенковщины в стремлении поставить философию над естественными науками. Необходим союз здравых философов и естествоиспытателей. Философское сообщество вариатся в собственном соку и не устанавливает контакты с естествоиспытателями. Считают, что философы защищают клановые интересы. Нужно создавать методологические советы из философов и естествоиспытателей. Нужно провести более широкое обсуждение, а после этого обращаться в Президиум МОИПа и выше.
Философия теснейшим образом связана с идеологией.
Нужно решительно бороться с религиозной идеологией.
В.С. Симкин: Главная проблема – проблема формирования рациональоно-логического мышления.
С.В. Багоцкий: Несколько лет назад я опубликовал в газете «Поиск» статью, в которой предлагал заменить экзамен по философии на экзамен по истории науки. Я и сейчас придерживаюсь этой точки зрения. Стремление к философским обобщениям в возрасте 20-25 лет встречается редко: философия – это занятие для более зрелых людей. В конечном итоге, философия растет из реальной деятельности человека, поэтому изучение этой истории создает реальные предпосылки для восприятия философских идей. Без осмысления истории своей отрасли науки невозможно стать полноценным специалистом и полноценным исследователем. А философия, изучаемая в ВУЗе, висит на пустом месте: ей не на что опереться.
Б.Н. Голубов: Это не так. Работы Ж. Пиаже показывают, что даже дети выходят на уровень философских обобщений. Позиция предыдущего выступающего объективно тормозит интеллектуальное развитие юношества.
О.В. Дмитриева: Восприятие курса философии в значительной степени индивидуально. Одни воспринимают философию в молодом возрасте, другие – нет.
Б.Н. Голубов: Нужно поддерживать планку.
К.М. Эфрон: Давайте вспомним работы В.И. Вернадского по истории научного мировоззрения. Наща цель – выработка научного мировоззрения. И в этом должна помогать философия.
Сегодня скомпрометировано понятие «идеология». И это плохо. Плюрализм предполагает отстутствие истины.
С.В. Багоцкий: Игорь Константинович, считаете ли Вы целесообразным организацию в МОИПе семинара по философским проблемам науки? Согласились бы Вы руководить этим семинаром?
И.К. Лисеев: На первый вопрос я отвечу положительно, на второй – отрицательно. Я слишком загружен.
Я благодарю всех участников заседания за плодотворную дискуссию.
Председательствующий объявляет заседание закрытым.
Председатель секции Естествен-
нонаучного образования МОИП В.Ф. Взятышев
Ученый секретарь секции С.В. Багоцкий