СЕКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОРАЗОВАНИЯ.
ПРОТОКОЛЫ.

ПРОТОКОЛ № 05/003/ЕНО

заседания секции ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОИП.

 

13 марта 2003 года.                                                                                                    Гор. Москва

 

ПРИСУТСТВУЮТ: Ю.Д. Бабаева, д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, С.А. Бебчук, д.ч. МОИП Г.Ю. Беляев, В.С. Грачев, И.В. Добрицкая, д.ч. МОИП И.В. Ермакова, К.В.Киреев, А.С. Латышева, д.ч. МОИП А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Наталич, В.В. Паршин, Т.А. Роттердамская, П.А. Степичев, чл-кор. МОИП И.А. Степичева, д.ч. МОИП И.Н. Ткаченко.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: д.б. И.В.Ермакова.

СЕКРЕТАРЬ: С.В.Багоцкий.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Доклад к.пс.н. Ю.Д. Бабаевой «Психолого-педагогические проблемы одаренных детей».

 

Председательствующая представляет слово Ю.Д. Бабаевой.

 

Ю.Д. Бабаева: Зачем мы стремимся выявлять одаренных детей? Есть социальный заказ. Когда в стране что-то не в порядке, сразу начинают заниматься одаренными детьми. Но этот подход потребительский. Общество хочет брать у одаренных детей и не очень хочет им давать. То, что одаренный человек несчастен – считается нормой.

Часто задают вопрос: а сколько одаренных детей. На этот вопрос можно ответить, когда поймешь, кто они. Если одаренных детей мало – нужно их искать, если одаренных детей много – нужно их воспитывать.

Исследователи считают, считают, что одаренных детей 20-25%. Существует более 100 определений одаренностей. «С теорией одаренности» ситуация сходна с зубными щетками – каждый хочет пользоваться своей.

Наиболее распространенный и критикуемый подход – однофакторный. Критерий одаренности – ум. Интеллект легко мерить. Популярна точка зрения, что одаренность – это врожденное качество.

Меня интересует, почему замалчиваются те или иные теории. Лонгитюдное исследование Л. Мориарти, что с возрастом IQ может меняться. Многие выдающиеся люди не обладали высоким интеллектом.

В 1972 г. в США принимается официальное определение понятия одаренности. Оно различает потенциал и реальные достижения.

Виды одаренности: интеллект, академические, творческие, лидерские, психомоторные. Но ни слова не говорится про эмоционально-мотивационные личностные особенности.

Определение Ринзули: теория трех колец. Кольца – это интеллект выше среднего, творческие способности, интерес к предмету. На пересечении трех колец – одаренность.

Работа Элен Винер: Одаренность = раннее развитие + «стремление маршировать под свой барабан» (самостоятельность) + увлеченность учебой + страстная увлеченность мастерством.

К. Хелер предлагает многофакторную модель одаренности. Это – индивидуальные предпосылки выдающихся достижений.

Для детей выделяют «большую» и «малую» креативности.

Правило 10 лет мастерства: человек может придумать что-то действительно новое и ценное лишь проработав в данной области 10 лет.

U-образная кривая креативности: у дошкольников креативность высокая, затем она падает, а затем вновь растет. Калечит ли школа творческие способности?

В.С. Юркевич объясняет так: маленький ребенок творит, ибо не знает шаблонов, затем формируются шаблоны, а затем они разрушаются. Существует «наивная» и «культурная» креативность.

Для оценки уровня креативности предлагают тесты на дорисовывание. Традиционный тест – 1 картинка, а Ю.Д. Бабаева предложила несколько разных, а потом предложила детям показать придуманный ими рисунок, который бы понравился самому ребенку, маме, папе, бабушке, дедушке и, наконец, учителю. Выявлена жесткая закономерность: то, что нравится учителю, не нравится ребенку. Ребенок хорошо понимает, что кому из взрослих понравится. Учителя не понимают, как же это они внушили ребенку, что нужно делать, чтобы получить их одобрение.

Древние с удивлением остановились перед диалектикой эмоций. Эмоции портят разум и эмоции необходимы для творчества. А. Маслоу считал, что в творчестве существуют «пиковые» переживания. Одаренность невозможно исчерпать одним интеллектом.

Мифы одаренности:

1. Одаренным нужно родиться (биологический миф).

2. Одаренным можно сделать любого (социальный миф)

Предлагались многочисленные методики целенаправленного формирования одаренности. Воспоминания Дж. Ст. Милля о своем детстве и горький вывод: «Пусть природа идет своим путем». Имеем ли мы право развивать одаренного ребенка ценою его личного счастья?

3. Одаренный ребенок одарен во всем (миф о глобальной одаренности).

4. Одаренность – это патология (психиатрический миф).

Почему одну гипотезу тянут, а другие – затаптывают. Значит, это кому-то нужно. Бытовой диагноз не является основанием для клинического диагноза. Бор. Акунин: «Безумие пищущего человека отличается от безумия человека непищущего».

Исследователи все-таки приходят к тому, что одаренность определяется как биологическим, так и социальными факторами. Психов среди одаренных не слишком многго. Одаренный ребенок развивается неравномерно.

Мне не нравится слово «способности».

Ректор Физтеха Н.В.Карлов говорил – если мы забудем душу ребенка, то мы воспитаем интеллектуального монстра.

Один из мифов заключается в том. что одаренный ребенок станет одаренным взрослым. Это не всегда так.

 

И.Н.Ткаченко: Чем объяснить несимпатичные черты одаренных детей?

Ю.Д.Бабаева: Некоторые авторы считают, что существует криминальный талант. Талантливые люди склонны нарушать нормы и в своей профессиональной деятельности и в жизни. Банды в арабских кварталах формируются вокруг одаренных детей.

Одаренность – адаптированности или неадаптированность? Ведь одаренный ребенок – не как все.

И.Н.Ткаченко: Одаренность – желательное качество?

Ю.Д.Бабаева: Бывает по разному. Социум может превратить одаренность в кошмар. Короля играет свита, а одаренного ребенка играем мы.

И.В. Ермакова: Есть еще один миф – биолого-социальный. Ребенку нужна разнообразная среда. Студенты с красным дипломом не могут придумать самостоятельно ни одного опыта.

Ю.Д.Бабаева: Когда ребенка приносят из роддома, он живет в бедной впечатлениями среде. Работы Н.Н. Мешковой: слабые мыши с высокой познавательной активностью очень эффективно придумывают новые способы защиты.

По В.О.Эфроимсону существуют 3 вида одаренности: 1/ потенциальная, 2/ развивающаяся, 3/ реализовавшаяся.

Пример из Марка Твена: в раю самым выдающимся полководцем был признан сапожник, живший на соседней улице, который никогда не командовал даже ротой.

Я выступала против ранней специализацией.

Мы строим систему образования на воспитании исполнительства. Страх перед творчеством.

В группе детей тот, кто выдвинул интересную идею, сам ее никогда не озвучивает.

Мы стоим не на плечах гигантов, мы стоим на слое научного чернозема.

Родители часто делаю гешефт на одаренных детях.

И.В.Ермакова: Получается, что одаренные дети никому не нужны.

Ю.Д.Бабаева: Были попытки представить себе «одаренное правительство». Оно оказалось бы практически беспомощным. Дети с высоким интеллектом часто бывают социально беспомощными.    

И.Н.Ткаченко: Почему в школе не развивается творчество?

Ю.Д.Бабаева: Мы не тому учим учителей. Детям преподаются ответы без вопросов. Дети любят противоречия и ловят на них учителей. У тех это вызывает раздражение.

Вопросы детей: «Пламя – какое агрегатное состояние?» «Заяц зимой белый, а почему он летом не зеленый?»

И.В.Ермакова: У детей нарушено внимание. Это – частая причина нарушений. Грубость учителей травмирует учеников.

Ю.Д.Бабаева: Хуже всего, когда детей провоцируют на творчество, а после за него бьют. Одна девочка, вдохновившись призывом учительницы, написала произведение «Евгений Онегин, как мыльный пузырь русской литературы». За что и была наказана.

Зависть – мощное, разъедающее душу чувство, мало изучаемое психологами. Одаренный ребенок страдает от зависти. Общество возделывает чувство зависти.

Самые лучшие психологи – детские писатели. Сказка про «Дюймовочку».

Один восьмилетний мальчик написал сказку «Рыжий кот в мире снеговиков». Они его поймали, посадили в клетку и сделали своим Богом.

А.А.Мелик-Пашаев: Одаренные дети воспитаны так, что вызывают раздражение.

Ю.Д.Бабаева: Кто же под кого должен подстраиваться?

Талантливых детей с периферии берут в колмогоровский интернат. Жить в интернате – эта травма для ребенка. Дети из колмогоровского интерната играют в семью.

Во 2-й школе не сравнивали, кто из детей способнее.

Л.С.Выготский писал, что нужно мерить не способности, а преграду, которая мешает развитию способностей.

Сколько времени учитель готов ждать, если Вы затрудняетесь с ответом?

Высокомерие одаренных детей – защитная реакция.

Многие родители боятся способностей своих детей.

К. Гельвеций: Можно уничтожить любой дар, не поддерживая достижений.

В свое время в США развитие слепоглухонемой Елены Келер стало общенациональной задачей.

Л.С. Выготский говорил не о дебильности, а о «плюс-минус» одаренности. Дискриминация по отношению к умственно неполноценным непременно обернется дискриминацией по отношению к талантливым. И те и идругие – не такие, как все.

Нужно смотреть на детей не как на винтиков.

Идея самоактуализации в творчестве, предложенная А. Маслоу. Самоактуализации мешает страх перед собственным предназначением – комплекс Ионы.

С.В.Багоцкий: Есть ли в возрастной психологии общая теория, которую можно было бы сравнить, например, с теорией Ч. Дарвина?

Ю.Д.Бабаева: Единая сверхтеория тормозит развитие. В психологии есть много теорий, каждая из которых смотрит на психику со своей точки зрения. И это прекрасно.

Г.Ю. Беляев: Есть разные психологии.

Ю.Д.Бабаева: Человека З. Фрейда сейчас уже нет, но во времена Фрейда он был.

С.В.Багоцкий: Сегодняшний доклад бы очень интересен, но плохо, что не было острой дискуссии между сторонниками различных точке зрения.

 

Председательствующая И.В. Ермакова благодарит Ю.Д.Бабаеву за интересный доклад и объявляет заседание закрытым.

 

 

Председатель секции Естествен-

нонаучного образования МОИП                                       В.Ф. Взятышев        

 

Ученый секретарь секции                                                 С.В. Багоцкий

 

 

 

Hosted by uCoz