СЕКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОРАЗОВАНИЯ.
ПРОТОКОЛЫ.
ПРОТОКОЛ № 03/003/ЕНО
заседания секции ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОИП.
30 января 2003 года. Гор. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д.ч. МОИП С.В. Багоцкий, А.В. Беляева, Б.М. Гунько, К.В.Киреев, д.ч. МОИП В.В.Корбут, д.ч. МОИП А.А. Мелик-Пашаев, д.ч. МОИП Ф.Т. Михайлов, чл-к. МОИП Ю.В. Назаров, В.Н. Печенцев, М.П. Ролик, д.ч. МОИП Р.В. Сенюков, А.Г. Симакин, д.ч. МОИП Р.В. Соколов, Я.Р. Халилов.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: к.б.н. С.В.Багоцкий.
СЕКРЕТАРЬ: Ю.В. Назаров.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Доклад д.пс.н. А.А. Мелик-Пашаева «Эстетическое образование и воспитание в школе».
Председательствующий представляет слово А.А.Мелик-Пашаеву.
А.А.Мелик-Пашаев: Часто высказывается точка зрения, что развитие художественных способностей – дело исключительно элитарное. Мы принципиально несогласны с этим. В разных возрастах способность к художественному творчеству свойственна практически всем детям. С возрастом эти способности теряются.
Раньше к ребенку относились как к маленькому глупому взрослому. В одном трактате говорилось: «Только время может исцелить от детства и юности – возрастов, заведомо несовершенных».
В России отношение к детству изменил Л.Н.Толстой
Детское художественное творчество имеет свою признанную ценность с точки зрения профессионалов.
Р.В.Соколов: Я писал Е.А.Фурцевой письмо о детском художественном творчестве. В художественных школах детские рисунки выбрасываются.
В Ижевске издают сборники стихов, написанных детьми.
А.А.Мелик-Пашаев: Детская живопись имеет свою возрастную специфику. Педагоги против нее. Очень редно, но бывает, что ребенок создает произведение, которое можно считать шедевром.
(Далее докладчик показывает рисунки и предлагает слушателям указать возраст автора. В большинстве случаев слушатели попадают впросак.)
В сегодняшней школе искусство не является приоритетом. Это очень недальновидно. Если человек бездушен, то чем более он будет образован, тем хуже.
В настоящем искусстве исчезает грань между субъектом и объектом. Исчезает прозрачная психологическая перегородка, которая отделяет нас от мира. В искусстве мы хотим восстановить какие-то свои потери. С помощью искусства человек учится вчувствоваться в другого человека. За искусством стоит неутилитарное отношение ко всему на свете.
В настоящее время есть только одна педагогическая система, которая должным образом обеспечивает эстетическое содержания образования. Плохо, что нет единых оснований преподавания разных видов искусств.
Р.В.Соколов: То же и в ВУЗах.
А.А.Мелик-Пашаев: В Академии Педагогических наук была руководящая дама, которая считала, что литература не имеет отношения к искусству.
В опросах школьникам предлагали назвать два похожих друг на друга предмета. Никто не объединил два художественных предмета по принципу их отношения к искусству.
Мы хотели бы сделать литературу главным предметом эстетического цикла, но там другие традиции преподавания. На уроках рисования ученики сами рисуют, а на уроках литературы художественного сочинительства самих школьников нет. У студентов-филологов, которые завтра сами станут учителями, нет и мысли о том, что они сами должны что-то писать.
Р.В.Соколов: Рисование и черчение в школе преподает один учитель. Это очень плохо.
А.А.Мелик-Пашаев: Это все равно, как один и тот же учитель будет преподавать игру на фортепиано и печатание на машинке.
Думаю, что наряду с музыкой и живописью в школе должна преподаваться и история кинематографии.
А.А.Мелик-Пашаеву был задан ряд вопросов:
Р.В.Соколов: Видны ли в детском творчестве ценностные ориентации? Нужно ли учитывать детей отстаивать свои ценности средствами искусства?
Ответ: Да, конечно.
Я.Р.Халилов: Я учитель биологии. На какие трудности натыкается школьник в развитии своей фантазии?
Ответ: Европейское образование ориентируется на рационализм.
Ф.Т.Михайлов: Буратино был великим математиком. Когда Мальвина предложила ему задачу: «У тебя два яблока, Некто взял одно, сколько яблок у тебя осталось?» Буратино ответил: «Два! Я бы это яблоко ни за что не отдал.» Тем самым Буратино понял, что законы арифметики не абсолютны и не всегда выполняются в жизни.
А.А.Мелик-Пашаев: Во время перестройки вдруг на какое-то время подпрыгнул интерес к учителям. Я вспоминаю следующую анекдотическую историю: некий психолог предложил первокрасникам красный учебник, красную тетрадь и красную ручку и спросил, что общее между этими предметами. Ученики, естественно ответили, что все они красные. На этом основании психолог заключил, что ученики обращают внимание на непринципиальные черты сходства. Оказывается нужно отвечать: «Это учебные предметы». С точки зрения эстетического воспитания такой подход выглядит более, чем странным.
А.Г.Симакин: А.Н.Колмогоров оценивал талант человека по шкале возрастов: чем талантливее человек, тем он моложе. На самом деле в науке мышление неформализировано. Есть ли связь между научным и художественным творчеством?
Ответ: Да, несомненно.
В.В.Корбут: Имели ли Вы дело с совершенно необученными искусству детьми?
Ответ: Да.
В.В.Корбут: Можете ли Вы воспринять обезьяну как художника? Чем ребенок от нее отличается?
Ответ: Ребенок что-то акцентирует.
В.В.Корбут: Не следует ли увязывать искусство с ролевыми играми?
Ответ: Возможно да. Ребенок – то актер, то зритель.
Р.В.Сенюков: Главный предмет в первом классе – это рисование. Л.Н. Толстой выяснил, что лишь одна десятая часть детей склонны работать в знаковых системах.
С.В.Багоцкий: Связано ли эстетическое образование с будущими успехами по другим предметам?
Ответ: Да, конечно.
В.В.Корбут: Это нужно обязательно проверить.
Р.В.Соколов: Многие дети отказываются рисовать из-за сложности техники. А на компьютере рисуют более охотно.
Ответ: Не знаю.
В.В.Корбут: Студент прикован к жесткости компьютера.
Р.В.Соколов: Шацкий говорил, что 17-летнее изучение детского труда показывает, что на разных стадиях развития детского труда детский труд и искусство взаимодействуют по разному.
Ответ: Есть примеры: детское искусство разных эпох не слишком сильно отличается друг от друга.
Прения по докладу А.А.Мелик-Пашаева:
В.В.Корбут: Сегодняшний доклад по своему стилю – доклад настоящего естествоиспытателя, изучающего детей. Эстетика играет исключительно важную роль в познании мира. Полная вербализация никогда невозможна. Вербализация – лишь одна из форм познания мира. Нужны и другие.
А нужно ли искусство в современном мире? Искусство дает синтетический подход к миру. Искусство обеспечивает социализацию человека.
М.П.Ролик: Эстетическое воспитание – это не только изобразительное искусство. Европейская школа – чисто левополушарная. Нужно комплексно подходить к эстетическому воспитанию.
Ю.В.Назаров: Говорят, что мы отстали от Японии навсегда. Японцы взяли у А.В. Луначарского и Н.К. Крупской идеи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и успехи японской промышленности тесно взаимосвязаны.
Р.В.Сенюков рассказал о собственном опыте эстетического воспитания школьников и опыте внедрения здоровьесберегающих технологий обучения.
Ф.Т.Михайлов: По-существу именно техногенная цивилизация разделила наш мозг на два слабо взаимодействующих полушария. Не мозг думает, а человек думает с помощью мозга.
Если взглянуть в историю культуры, то мы можем увидеть очень много интересного. Речь начинается с эмоций и музыки. Эмоции рождают смысл.
Ни науку, ни искусство нельзя полностью вербализовать. У современного юношества отсутствует чувство языка.
Классно-урочная система тормозит развитие фантазии.
Около 1000 экспериментальных школ в России работают по экспериментальным программам.
С Министерством образования дела иметь нельзя.
В.В.Корбут: Мы уродуем людей.
Б.М.Гунько: Ребенок тянется к искусству, а потом его тяга угасает под влиянием прагматических расчетов. Искусство противостоит прагматизму. Искусство вдохновляет на «идиотские поступки», которые двигают нас вперед. Когда-то человек вместо того, чтобы съесть зерна, бросил их в Землю. Это был идиотский поступок, но с него началось земледелие.
Склонность к творчеству является важнейшей составляющей человеческой сущности. Прагматика ее подавляет. «Там, где начинаются деньги, кончается искусство». Наш социализм очень много прозевал, в частности, прозевал возможности, которые давало эстетическое воспитание. А сегодняшнему обществу искусство не нужно. В гнилом обществе человек и будет гнилой. Без борьбы широких масс за свои права, без завоевания ими глубоких социальных перемен наше население будет продолжать деградировать по всем направлениям и показателям.
С.В.Багоцкий: Сегодня существует очень серьезное противоречия между объективной необходимостью развития эстетического образования и воспитания в школе и очень серьезным противодействием этой работы. Прежде всего, это противодействие социальное, о котором справедливо говорил Борис Михайлович Гунько. Высокое искусство несовместимо со нравами современного российского общества. Существует и противодействие педагогических кругов. Ни школу, ни родителей совершенно не интересует эмоциональное развитие учеников. В свое время мы на городской биологической олимпиаде школьников предложили ученикам сочинить стихи о природе в японском стиле, о лошади, о березе, и т.д. После этого в газете «Биология «Приложение к «Первому сентября»» появилось возмущенное письмо группы педагогов, где меня и моих коллег обвиняли в безнравственности, профессиональной некомпетентности, отсутствии всяческих приличий и даже в незаконном присвоении государственных средств.
Эстетическое образование и воспитание – дело не только учителей рисования, пения, литературы и т.д. Оно должно осуществляться на всех уроках учителями всех предметов. Только в этом случае оно окажется эффективным.
Как известно из возрастной психологии, стремление к художественному творчеству характерно для определенного возраста. Ребенок увлеченно рисует в 9-10 лет, в 14 лет интерес к рисованию исчезает, зато подросток с увлечением пишет стихи. Не нужно бояться потери интереса к искусству, ведь в свое время этот интерес очень сильно повлиял на развитие школьника.
Докладчик сконцентрировал свое сообщение на
художественном творчестве школьников. Думаю, что не менее, а
наверное и более важное значение имеет их литературное творчество. Но об этом
мы поговорим на другом заседании.
В.В.Корбут: Я бы хотел выразить благодарность руководству секции за постановку на заседании столь интересного доклада.
Председатель секции Естествен-
нонаучного образования МОИП В.Ф. Взятышев
Ученый секретарь секции С.В. Багоцкий